Астрология в Красноярске

Прошлое, настоящее и будущее отечественной космонавтики
через призму астрологии

На главную страницу    
Буралков А.А.

Часть 1. Прошлое космонавтики.
Часть 2. Судьба станции «Мир» и челнока  «Буран».
Часть 3. Космонавтика на астрокарте СССР.
Часть 4. Россия на МКС.
Часть 5. Космонавтика на астрокарте России.
Часть 6. Будущее отечественной космонавтики на астрокарте МКС и России.
 

4. Россия на МКС.
В настоящее время российские космонавты работают на Международной космической станции (МКС, англ. – International Space Station, ISS), наши пилотируемые корабли серии «Союз» доставляют на МКС экипажи, а автоматические грузовые корабли серии «Прогресс» – грузы.
Состав модулей МКС
На схеме изображены:
Функционально-грузовой модуль «Заря», первый из доставленных на орбиту модулей МКС. Масса модуля – 20 тонн, длина – 12,6 м, диаметр – 4 м, объем – 80 куб. м. Оборудован реактивными двигателями для коррекции орбиты станции и большими солнечными батареями. Срок эксплуатации модуля составит, как ожидается, не менее 15 лет. Американский финансовый вклад в создание «Зари» составляет около 250 млн. долл., российский – свыше 150 млн. долл.
П.О. панель – противоосколочная панель противомикрометеорной защиты, которая смонтирована на модуле «Звезда»;
Служебный модуль «Звезда», в котором расположены системы управления полетом, системы жизнеобеспечения, энергетический и информационный центр, а также каюты для космонавтов. Масса модуля – 24 тонны. Модуль разделен на пять отсеков и имеет четыре стыковочных узла. Все его системы и блоки – российские, за исключением бортового вычислительного комплекса, созданного при участии европейских и американских специалистов.
Малые исследовательские модули (МИМ) – два российских грузовых модуля «Поиск» и «Рассвет» для хранения научного оборудования. «Поиск» пристыкован к зенитному стыковочному узлу модуля «Звезда», а «Рассвет» к надирному порту модуля «Заря»;
Порт причаливания «Пирс», установленный на модуле «Звезда» и предназначенный для стыковок российских «Прогрессов» и «Союзов»;
МЛМ – российский многофункциональный лабораторный модуль, в котором предусмотрены условия для хранения научного оборудования, проведения научных экспериментов, временного проживания экипажа. Также будет обеспечивать функциональность европейского манипулятора;
ERA – европейский дистанционный манипулятор, предназначенный для перемещения оборудования, расположенного вне станции. Он будет закреплен на российской научной лаборатории;
Гермоадаптер – герметичный стыковочный переходник, предназначенный для соединения между собой модулей МКС и для обеспечения стыковок шаттлов;
«Транквилити» – модуль МКС, выполняющий функции жизнеобеспечения. Содержит системы по переработке воды, регенерации воздуха, утилизации отходов и др. Соединен с модулем «Юнити»;
«Юнити» – первый из трех соединительных модулей МКС, выполняющий роль стыковочного узла и коммутатора электроэнергии для модулей «Квест», «Нод-3», фермы Z1 и стыкующихся к нему через Гермоадаптер-3 транспортных кораблей;
ВСП – внешние складские платформы: три внешние негерметичные платформы, предназначенные исключительно для хранения грузов и оборудования;
Фермы – объединенная ферменная структура, на элементах которой установлены солнечные батареи, панели радиаторов и дистанционные манипуляторы. Также предназначенная для негерметичного хранения грузов и различного оборудования;
«Канадарм2», или «Мобильная обслуживающая система» – канадская система дистанционных манипуляторов, служащая в качестве основного инструмента для разгрузки транспортных кораблей и перемещения внешнего оборудования;
«Декстр» – канадская система из двух дистанционных манипуляторов, служащая для перемещения оборудования, расположенного вне станции
«Квест» – специализированный шлюзовой модуль, предназначенный для осуществления выходов космонавтов и астронавтов в открытый космос, с возможностью предварительного проведения десатурации (вымывания азота из крови человека);
«Гармония» – соединительный модуль, выполняющий роль стыковочного узла и коммутатора электроэнергии для трех научных лабораторий и стыкующихся к нему через Гермоадаптер-2 транспортных кораблей. Содержит дополнительные системы жизнеобеспечения;
«Коламбус» – европейский лабораторный модуль, в котором помимо научного оборудования установлены сетевые коммутаторы (хабы), обеспечивающие связь между компьютерным оборудованием станции. Пристыкован к модулю «Гармония»;
«Дестини» – американский лабораторный модуль, состыкованный с модулем «Гармония»;
«Кибо» – японский лабораторный модуль, состоящий из трёх отсеков и одного основного дистанционного манипулятора. Самый большой модуль станции. Предназначен для проведения физических, биологических, биотехнологических и других научных экспериментов в герметичных и негерметичных условиях. Кроме того, благодаря особой конструкции, позволяет проводить незапланированные эксперименты. Пристыкован к модулю «Гармония»;
«Купол» – прозрачный обзорный купол. Место для отдыха, в котором члены экипажа могут наблюдать за космосом и Землей, а также пульт управления дистанционным манипулятором. Установлен на узловой модуль «Транквилити»;
ТСП – четыре негерметичные платформы, закреплённые на фермах 3 и 4, предназначенные для размещения оборудования, необходимого для проведения научных экспериментов в вакууме. Обеспечивают обработку и передачу результатов экспериментов по высокоскоростным каналам на станцию.
Герметичный многофункциональный модуль – складское помещение для хранения грузов, пристыкован к надирному стыковочному узлу модуля «Дестини».
Кроме того, существуют три грузовых модуля: «Леонардо», «Рафаэль» и «Донателло»  для дооснащения МКС необходимым научным оборудованием и прочими грузами. Модули периодически доставляются в грузовом отсеке шаттлов и стыкуются с модулем «Юнити». Переоборудованный модуль «Леонардо», начиная с марта 2011 года, входит в число модулей станции под названием «Герметичный многофункциональный модуль» (Permanent Multipurpose Module, PMM).
 
 
Согласно первоначальному проекту МКС, предполагалось выведение двух крупных российских исследовательских модулей. Электроэнергию, необходимую для проведения научных экспериментов, должна была предоставлять Научно-энергетическая платформа. Однако из-за недофинансирования и задержек при строительстве МКС все эти планы были отменены в пользу постройки единственного научного модуля, не требовавшего больших затрат и дополнительной орбитальной инфраструктуры. Значительная часть исследований, проводимых Россией на МКС, является контрактной или совместной с зарубежными партнерами.
Начало эксплуатации МКС было положено в 20 ноября 1998 года в 06:40:27 UTC запуском функционально-грузового блока «Заря» ракетой-носителем «Протон-К» со стартового комплекса № 23 (81Л) космодрома Байконур (координаты: 46°04'26" N; 62°58'34" E).
7 декабря 1998 г. шаттл «Индевор» пристыковал к модулю «Заря» американский модуль «Юнити» («Unity»,Node-1»), а 26 июля 2000 года  к блоку «Заря» был пристыкован российский служебный модуль «Звезда».
2 ноября 2000 года  транспортный корабль «Союз ТМ-31» доставил на борт МКС экипаж первой основной экспедиции в составе Уильяма Шеперда (William Shepherd), Юрия Гидзенко и Сергея Крикалева. Стыковка корабля с МКС была произведена в 09:20:58 UTC.
7 февраля 2001 года экипажем шаттла «Атлантис» в ходе миссии STS-98 к модулю «Юнити» присоединен американский научный модуль «Дестини» и на МКС началась исследовательская работа, в ходе которой были получены определенные научные результаты.
Однако и в США и в России раздаются многочисленные критические голоса об эффективности и целесообразности функционирования МКС. Так, один из корифеев отечественной космонавтики Б.Е. Черток считает, что МКС «не используется в целях серьезных научных исследований. Никаких существенных открытий с помощью станции не сделано».
 
МКС с пристыкованным шаттлом
Российские критики МКС, в частности, указывают, что участие нашей страны в этом международном проекте отвлекает значительную часть бюджета Федерального космического агентства «Роскосмос» от других более важных направлений развития отечественной космонавтики. По их мнению, эти немалые средства можно было бы с большей пользой потратить на автоматические (беспилотные) полеты для исследования ближнего космоса или на научные проекты, проводимые на Земле. Задаются вопросы о том, почему в России нет собственного проекта орбитальной станции, и почему мы тратим деньги на проект, собственником которого являются США, в то время как эти средства можно было бы пустить на полностью российскую разработку. Ведь по причине отсутствия государственного заказа НПО «Энергомаш» поставляло свои лучшие в мире ракетные двигатели РД-180 на американский ракетоноситель «Атлас», а не на отечественные носители
Из-за отсутствия собственной космической станции в России подорван престиж работы в отрасли среди студенческой и научной молодежи. Отечественная космонавтика лишилась аппаратов для фундаментальных космических исследований, и без принятия кардинальных мер Россия может вообще потерять космическую отрасль, поскольку молодых специалистов в ней до 30 лет только 12,6 %, 20 % составляют пенсионеры, около 40 % – в возрасте 50 лет и старше.
Как утверждают специалисты, численность персонала в научно-исследовательских центрах космического направления сократилась наполовину. Работы по ключевым научно-техническим проблемам остановлены. В критическом положении экспериментальная база. Доля оборудования старше 20 лет превышает 60 %. Испытательным стендам – от 12 до 40 лет, есть и того древнее. Более 85 % средств запуска и управления космическими аппаратами работают за пределами технического ресурса. Средств на технологическое перевооружение не выделяется.
Говоря о научно-технической составляющей, критики (и сами космонавты) отмечают малое количество новых научных экспериментов, проводимых на МКС, объясняя это тем, что Россия не может изготовить и поставить на станцию нужное оборудование по причине отсутствия необходимых средств.
В настоящее время по планам НАСА все шаттлы должны быть списаны в 2011 году и у США не останется ни одного пилотируемого космического корабля. Появление нового корабля «Орион» с ракетой-носителем Арес I планируется в конце 2016 года. В течение 2011-2016 годов на МКС американских астронавтов будет доставлять «Роскосмос».
Как отмечает Б.Е. Черток, работа МКС будет поддерживаться за счет транспортных систем России и Европы. Сама по себе МКС для США особого интереса уже не представляет и они могут от нее отказаться. Россия, Европа и Япония (особенно после землетрясения 11.03.2011 г., цунами и катастрофы на АЭС «Фукусима-1»)  без экономической поддержки США обеспечить работу станции не смогут. В результате после  побития рекорда 15-летнего «Мира» США, очевидно, затопят МКС
По мнению критиков, и международное сотрудничество, которое является одним из основных аргументов в пользу МКС, является достаточно спорным. Ведь по условию международного соглашения, страны не обязаны делиться своими научными разработками на станции. За 2006–2010 годы в космической сфере между Россией и США не было новых больших инициатив и крупных проектов. Кроме того, США, вкладывающие в свой проект 75 % средств, вряд ли захотят иметь Россию в качестве полноправного партнера, которая к тому же является одним из конкурентов в борьбе за лидирующее положение в космическом пространстве.
Вот мнение Тюрина Михаила Владиславовича, летчика-космонавта России, Героя России, выполнившего два космических полета на МКС (в 2001 и 2007 гг.). В своем интервью «В космосе мы больше никому не нужны» он прямо заявил, что «От нашей космонавтики партнеры все уже получили. И нас попросту не берут в будущее как ненужный балласт» (http://www.novayagazeta.ru/data/2009/129/00.html ).
Тюрин полагает, что партнеры по МКС уже вполне могут обойтись без России, а вот наши космонавты с МКС без американских систем связи даже хорошую фотографию в ЦУП передать не могут. На МКС почти не проводятся какие-либо важные для нашей страны научные эксперименты. Часто «в космос отправляют «лабораторные работы» для первокурсников» – заявил М. Тюрин, говоря об уровне российских исследовательских работ на МКС.
Космонавт полагает, что после 1991 года российская космонавтика выживала и выжила. Но на всех ее уровнях оказались люди, не соответствующие масштабам задач. В результате произошло закономерное уменьшение масштабов притязаний, масштабов целей, масштабов задач, масштабов личностей.
Конечно, у «Роскосмоса» есть программы на будущее. Это перспективная пилотируемая транспортная система (ППТС) – пилотируемый российский транспортный космический корабль, разработку которого ведет РКК «Энергия». Это проектируемая ракета-носитель модульного типа «Ангара»; проект «Луна-Глоб» по исследованию и практическому использованию Луны и окололунного пространства автоматическими беспилотными аппаратами; автоматическая межпланетная станция «Фобос-грунт», предназначенная для исследования спутника Марса Фобоса и доставки образцов его грунта на Землю; российский зонд «Венера-Д», который предполагается запустить около 2016 года.
«Роскосмосом» совместно с европейским космическим агентством ESA и Институтом медико-биологических проблем РАН проводится программа «Марс-500», направленная на сбор научных данных и подготовку космонавтов для пилотируемого полета на Марс.
Однако Россия уже начинает уступать свои позиции в области космонавтике Китаю и Индии. По мнению Б.Е. Чертока, в ближайшие 15 лет США смогут создать новый сверхтяжелый носитель и пилотируемые корабли для полета к Луне, лунные посадочные модули и систему доставки грузов для лунной базы. Вслед за ними, опередив Россию, на Луне окажутся базы Китая и Индии.
Но кроме исследования и обустройства баз на Луны остаются и другие важные космические задачи. Вместо обсерватории «Хаббл», на орбите вскоре должна появиться новая обсерватория для изучения Вселенной. Автоматические аппараты должны продолжить исследования планет Солнечной системы, прежде всего спутников Юпитера и Сатурна.
Круглосуточная информация со спутников дистанционного зондирования Земли призвана обеспечить надежные метеорологические прогнозы, контроль за техногенными катастрофами, нарушением экологического режима, предупредить о чрезвычайных ситуациях. А здесь у России серьезное отставание из-за уменьшения космической группировки спутников. До сих пор не работает ГЛОНАСС.
Не следует забывать и о «звездных войнах», в области которых США ведут интенсивные работы.

Орбитальный самолет X-37B
Запуск первого американского космического беспилотного самолета X-37B состоялся 22 апреля 2010 г. в 23:52 UTC с космодрома на мысе Канаверал с помощью ракеты-носителя Atlas 5. Это беспилотник способен оставаться на орбите в течение 270 дней.  Сверхсекретная миссия первого образца X-37B продолжалась 244 дня до декабря 2010 года. Кстати, специалисты отметили, что во время беспрецедентных летних пожаров 2010 г. в Центральной России этот самолет висел долгое время как раз над нашей территорией. Космический аппарат вернулся на землю 3 декабря 2010 г. в 6:16 UTC.
В феврале 2011 г. с космодрома на мысе Канаверал США успешно запустили второй образец орбитального беспилотного самолета X-37B. околоземного космического пространства, вывода спутников на орбиту и перевозки грузов - такой аппарат позволит намного сократить время их доставки. По некоторым версиям, беспилотник X-37B станет космическим разведчиком, средством уничтожения спутников противника или средством быстрого глобального реагирования, способным в короткое время наносить удары в любой точке мира.
На подобных космических самолетах, по мнению специалистов, могут размещаться сверхширокополосные излучатели, которые являются эффективным средством ослепления и поражения наземных систем ПВО, ПРО, различных радиоэлектронных средств управления войсками. Мощные генераторы направленной электромагнитной энергии могут быть установлены также на геостационарных космических платформах. Практически все виды современного оружия, системы управления движением самолетов, морских судов, наземных боевых средств, все виды передачи и обработки информации используют микроэлектронную аппаратуру с низким уровнем напряжений и токов. Импульсное воздействие сверхширокополосных электромагнитных импульсов приводит к возникновению наведенных токов сравнительно высокого напряжения во всех электронных приборах и практически выводит их из строя.
Известно также, что Пентагон начал реализацию проекта создания орбитального бомбардировщика, способного подниматься в космос, запускать гиперзвуковую ракету и приземляться.
Еще одним видом оружия «звездных войн» может быть образование искусственных радиационных поясов вокруг Земли при подрыве на высоте 125-300 км ядерных зарядов небольшой мощности. Так, взрыв ядерного заряда мощностью около 10 кт на много часов прекратит возможность всех видов радиосвязи по всем диапазонам на тысячи километров от места взрыва из-за образования плазмы высокой концентрации.
Российские военные эксперты считают, что Россия должна ответить на эту гипотетическую угрозу срочным созданием системы воздушно-космической обороны. Неслучайно, даже министр обороны РФ, реформатор-сократитель армии со специфическим лицом, Анатолий Сердюков вдруг заявил, что с 2012 года  количество офицеров в российских вооруженных силах увеличится на 70 тыс. человек, так как министерство разворачивает дополнительные воинские формирования, создает «целый новый вид вооруженных сил, военно-космическую оборону». Сердюков по своему сугубому незнанию, конечно, оговорился, и речь шла о Воздушно-космической обороне.
7 апреля 2011 года и премьер Владимир Путин на совещании в Ново-Огарево поставил новые космические задачи. В частности, в ближайшие годы доля РФ на рынке космических запусков должна быть увеличена с 40 % до 50 %, количество спутников системы ГЛОНАСС на орбите доведено до необходимых 30 штук. По словам В.Путина, до 2015 г. в России изготовят более 30 новых космических комплексов и систем. Правительство на финансирование космических программ выделило в 2010-2011 гг. около 200 млрд. руб. и намерено инвестировать и впредь значительные средства в модернизацию отрасли и поощрять новые научные и конструкторские разработки (http://www.utro.ru/articles/2011/04/07/967731.shtml ).
Однако выделить деньги – это одно дело, совсем другое – довести их до конкретных разработчиков – ученых и конструкторов. А в этом в «Роскомосе», судя по статье «Космические мошенники» (http://www.argumenti.ru/economics/n275/93444/), есть определенные проблемы, как и во всей стране.
Существуют претензии к «Роскосмосу» ( http://www.vesti.ru/doc.html?id=432001 ) и у вице-премьера России Сергея Иванова из-за срыва  в 2010 г. планов по созданию новых космических аппаратов.
«Не удалось переломить ситуацию с созданием новых ракетных комплексов и космических аппаратов. В результате в прошлом году в рамках гособоронзаказа было изготовлено всего пять космических аппаратов из 11 предусмотренных в нем», – сказал Иванов на заседании коллегии «Роскосмоса» в Москве.
«По большому счету, мероприятия плана гособоронзаказа были сорваны», – заявил Иванов. Он отметил, что также не был обеспечен запуск шести аппаратов гражданского назначения из-за переноса сроков. «Я уже не говорю о систематических переносах срока запуска, которые являются следствием неготовности аппаратов», – добавил вице-премьер.
После этой информации можно перейти к астрологическому анализу состояния и перспектив космонавтики в России.

Часть 1. Прошлое космонавтики.
Часть 2. Судьба станции «Мир» и челнока  «Буран».
Часть 3. Космонавтика на астрокарте СССР.
Часть 4. Россия на МКС.
Часть 5. Космонавтика на астрокарте России.
Часть 6. Будущее отечественной космонавтики на астрокарте МКС и России.


Копирование и использование данных материалов разрешается и даже приветствуется в случае указания на наш вэб-сайт как на источник получения информации.