Астрология в Красноярске

ВИКТОР КУДРЯВЫЙ: ЗА РАЗВАЛ ЭНЕРГЕТИКИ
ОБЕЩАНЫ МНОГОМИЛЛИОННЫЕ ОПЦИОНЫ

На главную страницу    

HTTP://WWW.POLITJOURNAL.RU/INDEX.PHP?ACTION=ARTICLES&DIRID=36&TEK=7720&ISSUE=209
  В конце октября акционеры РАО "ЕЭС России" приняли решение, в соответствии с которым в июле будущего года энергохолдинг будет ликвидирован. Как это скажется на экономике, социальной сфере России? Об этом беседа с бывшим замминистра энергетики РФ, ныне научным руководителем центра "Оптимизация управления в энергетике" Московского энергетического института, доктором технических наук Виктором КУДРЯВЫМ.
  - Виктор Васильевич, означает ли решение о ликвидации РАО "ЕЭС России" то, что реформа российской электроэнергетики "по Чубайсу" завершена? Если да, то каковы ее итоги?  
  Действительно, все этапы структурных реформ в отрасли к июлю 2008 года будут выполнены. Крупнейший, самый надежный и эффективный энергохолдинг мира будет дезинтегрирован на десятки частей. Останется последний этап, который касается не структуры разделенных по отдельным видам бизнеса энергокомпаний (генерация, транспорт, распределение, сбыт, диспетчеризация), а правил организации либерального рынка электроэнергии. Лоббисты реформ, собственники частных генерирующих компаний с нетерпением ожидают, что продажа электроэнергии с 2010 года будет производиться по затратам самой дорогой электростанции. Для них это баснословные сверхприбыли, для энергоемких потребителей, обеспечивающих три четверти бюджетных поступлений, это неизбежная стагнация при росте тарифов в 2,5 раза.
Итоги десятилетнего управления отраслью командой Анатолия Чубайса иначе, как управленческим дефолтом, не назовешь: годовой ввод новых мощностей на уровне 1,0-1,2 % от потенциала суммарной генерации. При росте потребления 2,5-4,5% в год это привело к старению основных фондов на 12,0% и снижению резервов в два раза. При технически обоснованном для безаварийной работы резерве (около 25%) его фактическое значение при максимуме нагрузок не превышает 10%. Более половины регионов Европейской части страны и Урала фактически работают в предаварийном режиме, когда выход из работы любого энергообъекта (электростанции, электроподстанции, линии электропередачи) не может быть скомпенсирован без массовых отключений потребителей. В зоне такой работы находятся Москва, Петербург, Урал, Тюменская область и другие регионы, где проживает большая доля населения и производится 80% российского ВВП.
Надежность энергоснабжения российских потребителей стала за эти годы постоянной дежурной темой СМИ. От приморского энергокризиса, якутской и уральской аварий мы пришли к нарушению стабильности электроснабжения в самом центре страны: не имеющая аналогов авария с полным разрушением мощного энергоблока в Московской области (г. Кашира); беспрецедентная межсистемная энергокатастрофа в ОАО "Мосэнерго" в мае 2005 года, которая коснулась шести миллионов человек в пяти регионах. Столь крупного погашения сотен электроподстанций, отключения десятков линий электропередач, остановок 15 электростанций не было за всю советскую и российскую историю. На специалистов особо удручающее впечатление произвело то, что авария произошла не в зимний максимум нагрузок, а днем, в летний период. Это было не мгновенное нарушение из-за взрыва или пожара, а многочасовое вползание в энергокатастрофу стратегически важнейшей энергосистемы страны, при полной беспомощности менеджмента энергохолдинга.
Однако низкая надежность энергоснабжения определяется не только балансом производства и потребления электроэнергии. Ухудшилось ремонтное обслуживание. Несмотря на старение основных фондов, регламентные ремонты оборудования проводятся в меньших объемах. Предзимние запасы угля на электростанциях за прошедшие годы снизились с 23 млн т. до 18 млн т. С учетом роста потребления электроэнергии на 15% это означает, что энергокомпании РАО "ЕЭС России" готовятся к зимнему периоду на треть хуже. Переход к рыночным (прибыльным) принципам приводил неоднократно к снижению запасов гидроресурсов перед зимним периодом на несколько кубокилометров в водохранилищах Волжско-Камского каскада. В результате уменьшилось время использования самого мобильного диспетчерского резерва. Фактически все эти годы менеджмент энергохолдинга преступно рисковал надежностью электроснабжения (а значит, и жизнью) миллионов граждан и всей российской экономики.
Убытки экономики из-за ограничения мощности и отказов в подключении новых (а значит, самых эффективных) потребителей достигли астрономических цифр. По итогам 2006 года президент страны Владимир Путин отметил, что снижение ВВП страны из-за ограничений на подключение к централизованному электроснабжению составило 1500 млрд руб. Руководители энергохолдинга и Минпромэнерго РФ сообщили, что в течение 2006 года было удовлетворено лишь 16% заявок новых потребителей. Недавно глава Минпромэнерго Виктор Христенко информировал через СМИ, что положение коренным образом улучшилось и подключено уже 36% новых потребителей. Информировать, конечно, можно, тем более что данная статистика вещь лукавая, ее никто, кроме самих энергетиков, не ведет. В период, когда лоббировались триллионные инвестиции, пугали цифрой 16,0%. Сегодня как об эпохальном достижении говорят о 36%. Есть общепринятый принцип оценки менеджмента естественных монополий - удовлетворение заявок клиентов. Даже если будет подключено две трети потребителей, любой собственник заменит менеджмент. Экспертам ясно, что положение в 2007 году не улучшилось, а ухудшилось. В текущем году ввод новых мощностей будет ниже 1,5% от потенциала отрасли, а рост потребления будет на уровне 3,5%.
-

  - Недавно Анатолий Чубайс заявил, что в нынешний осенне-зимний период веерных отключений электроэнергии не будет, хотя такие отключения были и в прошлом, и в позапрошлом годах. Насколько реально это обещание? Или это некий пиаровский ход?  
  - О гарантиях Анатолия Чубайса в части исключения веерных отключений при существующем положении в отрасли серьезно говорить не приходится. Если, например, в Москве расчетная температура наружного воздуха (-26 градусов) продержится одну неделю, то дефицит составит более 4,0 млн кВт, а в Европейской части страны (включая Урал) - около 10,0 млн кВт Анатолий Чубайс много чего обещал в энергетике - и снижение тарифов перед выборами в Государственную думу 2003 года, и невозможность энергетических аварий, подобных американским за девять месяцев до московского блэк-аута. Сейчас обещает ввести в действие 40,0 млн кВт новых мощностей до 2010 года при ежегодном вводе не более 2,5 млн кВт. Даже обещает эффективный конкурентный рынок при дефиците (!!!) мощности. Это обычная пиар-кампания как способ уйти от ответственности и заработать политические и экономические дивиденды. Ведь за развал энергетики обещаны многомиллионные опционы.
- Какую энергетическую систему страна получит после расформирования РАО, есть ли в ней преимущества перед той, которую мы имели при Советском Союзе? Каковы возможные угрозы новой системы, в которой роль государства занижена?
- Это будет не энергетическая система в нашем обычном понимании, которая работает по приоритету надежности с полной ответственностью за выданные технические условия на электроснабжение перед каждым потребителем. При этом тариф для потребителей был всегда средневзвешенной величиной от стоимости всех работающих электростанций. Сегодня нам, по сути, предлагается сетевая торговая система, в которой тариф определяется по затратам самого дорогого поставщика. При этом собственник такого "супермаркета" будет дирижировать загрузкой касс, движением потока покупателей, но будет абсолютно лишен возможности полноценно влиять на объем и цену производимого товара. Другого просто не может быть, так как две трети генерации, все ОГК и ТГК становятся частными компаниями при отмене регулирования цен. Фактически будет одна самая высокая цена киловатт-часа от самой затратной электростанции, участвующей в балансе производства и потребления энергии (мощности). Электроэнергетика - отрасль особенная. В ней производство и потребление должны быть сбалансированы в любое мгновение без промежуточного склада. Реформы, которые нам навязали, оставляют диспетчеризацию и высоковольтные сети под управлением государства, а две трети генерации (ОГК и ТГК) будут частными компаниями. Попробуйте управлять частными компаниями при дефиците их продукции.
  По планам реформирования уничтожены все вертикально интегрированные компании в регионах, которые более полувека надежно обеспечивали технологические гарантии стабильного энергоснабжения. Немаловажным фактором для текущей надежности (диспетчеризация, аварийная работа) и перспективы развития энергетики (согласованное развитие генерации и сетей) было единое имущественное право и контрактная административная вертикаль управления. Теперь нам предлагается заменить технологические гарантии и имущественное право на финансово-хозяйственные отношения и претензии в судах. Как увязать скорость аварий с временем работы судов?
Единые региональные энергокомпании разделены на отдельные части, в том числе "Мосэнерго" - на 10 частей, "Тюменьэнерго" - на 7, "Свердловскэнерго" и "Ленэнерго" - на 5 частей и так далее. В объединенные генерирующие компании, состоящие из 5-6 электростанций, объединяются электростанции Сибири, Урала, Центра, Юга, Северо-Запада. Этим самым не только разрываются сложившиеся хозяйственные связи, обеспечивающие оптимизацию финансовых, материальных и трудовых ресурсов, но и возникает вопрос о необходимости иметь дополнительный резерв мощности в каждой ОГК, для всех зон диспетчерского управления.
Фактически Российской Федерации предложено перейти от жестко управляемой системы с колоссальным оптимизационным эффектом к модели лоскутного одеяла неуправляемой американской электроэнергетики. Но тогда мы должны точно понимать, что идем в зону непрерывных возрастающих аварий. Напомним, что последняя авария на Северо-Западе США привела к убыткам энергокомпании в 2 млрд долларов и убыткам экономики в 98 млрд долларов.
Если подобная авария случится у нас зимой, оценить убытки придется на порядок большей величиной. А сколько граждан, в первую очередь детей, больных, стариков, пройдут через пытку морозом - можно только гадать. Ни один вменяемый экономист никогда не заявит, что разделенная на сотню частей, лишенная синергетического эффекта система будет более экономичной и менее затратной, чем единый энергокомплекс.
Ни один потребитель, ни один руководитель региона не может быть ответственным за энергоснабжение в регионе, лишенном единого диспетчерского управления. Эти угрозы реформ лежат на поверхности. Но очевидно, что финансовая выгода от самой крупной приватизации после залоговых аукционов не позволяет лоббистам реформ остановиться.
Это ясно по алгоритму российской приватизации:
- купить дешево свечной заводик;
- иметь повсеместно дефицит свечей;
- исключить контроль цен церковным советом.
Именно это представляет собой перспектива частного владения тепловой генерацией:
- цена покупки в 3-5 раз (если учесть тепловую генерацию) ниже реальной стоимости;
- дефицит на ближайшие 7-10 лет гарантирован;
- тарифы освобождаются от контроля государства.

 
  - Как известно, Чубайс "пробил" в правительстве огромные инвестиции на развитие отрасли - в общей сумме более трех триллионов рублей. Кому они достанутся после ликвидации РАО, с кого будет спрос за их эффективное использование?  
  - Трехтриллионные инвестиции - это второй лакомый кусок для реформаторов. Понятно, что спроса с них после ликвидации РАО "ЕЭС России" не будет, как впрочем, не было и раньше. Профессор Василий Платонов, анализируя работу менеджмента РАО ЕЭС, подсчитал, что за последние семь лет мимо российской генерации прошло 39 млрд долларов. Их вполне хватило бы для ликвидации дефицита мощности.
Средства для инвестиционных объектов будут таять как снег из-за откатов. Давайте просмотрим, как проходят разрекламированные тендеры на строительство в РАО "ЕЭС России". Почему-то никто не пытается сравнить первоначальную стоимость тендера и конечную стоимость строительства, а ведь разница достигает от 1,5 до 2 раз. Достаточно взять отчеты по Согинской ТЭЦ и другим электростанциям.
Самое главное, что за эти средства в названный срок до 2010 года никогда не будет построено в России обещанных мощностей, не будет ни 40,0 млн кВт, ни 30,0 млн кВт, ни даже 20,0 млн кВт. Это ясно всем, кто не закрывает глаза и уши. Чудес не бывает: инвестиционного роста ввода новых электростанций после ликвидации РАО "ЕЭС России" даже теоретически достичь невозможно.
 
  - Что достанется акционерам после ликвидации РАО, которых сейчас вроде бы десятки тысяч?  
  - На этот вопрос ответить просто, так как об акционерах никто в РАО "ЕЭС России" никогда не думал.
Если дочерние компании энергохолдинга разделились на несколько частей, то в точном соответствии с теорией и практикой фондового рынка их капитализация упала на 30-50%. Если из энергохолдинга выделить треть активов (сетевая компания ФСК, сетевой оператор СО) и при этом ни один из прежних собственников, включая государство, не становится акционером новых компаний, то считайте, что акционеров РАО "ЕЭС России" просто обокрали. Более того, сегодня государство повторно принуждают покупать акции ФСК и СО за десятки миллиардов рублей. Акционерам РАО "ЕЭС России" сегодня дается возможность продать акции по 32 рубля за штуку. Это в несколько раз меньше их реальной стоимости. Но иного и не может быть. Темп роста акций РАО "ЕЭС России" за последние 10 лет на порядок ниже темпа капитализации ОАО "Газпром" и кратно ниже средних показателей российского фондового рынка.

 
Беседовал Анатолий СКОРОБОГАТОВ

Копирование и использование данных материалов разрешается и даже приветствуется в случае указания на наш вэб-сайт как на источник получения информации.