Астрология в Красноярске

Фильм Павла Лунгина "Остров" как отражение
духовных исканий постперестроечной России

На главную страницу    
Буралков А.А.
"Астролог”, 2007, N 4
Отсутствие у нации каких-либо идеалов, идеологии и общественных устремлений ведет к ее распаду, разложению, а со временем, и к ее исчезновению с мировой сцены. Так было со всеми государствами и империями, с нациями, создавшими эти государства и империи. Не является исключением и советская империя, и Россия. С началом горбачевской перестройки в 1980-х годах, а особенно после распада СССР в 1991 году отечественный кинематограф, а равно и отечественная литература, во многом определяющие идеалы общества, поменяли вектор своих устремлений и тематику своих произведений.
На смену героям труда и соцреалистической действительности с их, пусть и отчасти наивными, представлениями и идеалами патриотизма, братства, справедливости пришли "герои" капиталистической реальности - бандиты, преступники, мошенники, воры, проститутки, фотомодели, "попса" на эстраде и в литературе, банкиры, олигархи, - и схожие с ними по поведению, морали и идеалам, хоть по замыслу вроде бы и "антиподы" перечисленных "героев", - "менты", адвокаты, следователи прокуратуры, тюремщики, бойцы ОМОНа, СОБРа и армейского спецназа. Достаточно только перечислить названия популярных в последние годы кинофильмов: "Бригада", "Бумер", "Брат", "Зона", "Бандитский Петербург", "Олигарх", "Антикиллер", "Слепой", "Адвокат", "Охота на пиранью" и т.п.
Особая речь о фильмах ужасов и мистики "Ночной дозор", "Дневной дозор", "Волкодав" - отечественных калек с американских триллеров. Даже старый добрый джин - друг пионеров и просто детей из фильма "Старик Хоттабыч" усилиями отечественного кинематографа превратился недавно в какого-то придурковатого духа, "шныряющего" по Интернету, Хатт@бь)ча. А лубочные кинокартины о вроде бы старой, доброй царской России "Сибирский цирюльник", "Статский советник", "Турецкий гамбит" не несут серьезного нравственного посыла кино- и телезрителю.
Подобное перерождение отечественного кино, да и почти всего искусства, литературы не случайно. Корни этого, с астрологической точки зрения, как всегда, лежат в карте декларации суверенитета России от 12 июня 1990 г., приведенной на рис. 1.
Рис. 1. Карта декларации независимости России, 12.06.1990 г., 9:45 GMT, г. Москва
с некоторыми транзитными планетами на 2006-07 гг.
Основной конфигурацией, отвечающей за "живописно-яркое" описание преступников, бандитов, проституток, "ментов", бойцов спецназа, олигархов в карте России является оппозиция Плутона в Скорпионе во 2 Доме вблизи начала 3 Дома средств массовой информации (СМИ) - прессы, радио и телевидения - с Венерой в Тельце в 8 Доме секса и банков. Поэтому организованная преступность (Плутон в Скорпионе) в России интегрирована в финансовую и экономическую жизнь страны, тесно скооперирована с олигархами, государственными чиновниками (трин Плутона с Юпитером в 10 Доме), полностью контролирует проституцию, включая и торговлю "живым товаром" за границей, игорный и шоу-бизнес (оппозиция с Венерой в Тельце в 8 Доме). Плутон в Скорпионе также управляет 3 Домом СМИ. Не случайно в стране самые популярные и часто показываемые фильмы - про бандитов, самые читаемые книги - тоже про них, самая популярная - это блатная музыка.
Поэтому среди молодежи (3 Дом), да и другого населения до 35-40 лет, идеалом настоящего мужчины является киллер, бандит, лагерный авторитет, на худой конец - олигарх в качестве финансового бандита (Плутон в Скорпионе), а идеалом настоящей женщины - красивая и дорогая проститутка, модель, либо воровка - подруга бандита (Венера в Тельце в 8 Доме). Трин Нептуна в 4 Доме в Козероге с Плутоном и секстиле с Венерой помогает кинопродюсерам (Нептун в Козероге) найти необходимое финансирование (Венера в 8 Доме банков) съемок фильмов про бандитов и других "героев" России нашего времени (Плутон в Скорпионе), средствами кинематографа (Нептун) красочно отобразить их "подвиги и успехи", обеспечить кассовые сборы (Плутон во 2 Доме денег) от проката и показа этих фильмов.
Однако после просмотра этих фильмов в душе зрителя пробуждаются лишь самые низменные чувства - жестокость, мстительность, неверие в справедливое мироустройство, в любовь и сострадание, в других людей. А молодежь, подражая героям выше перечисленных фильмов, становится на преступный путь, сбивается в бригады, старается поскорее попасть в зону и приобрести тюремный авторитет. Так как кровь, насилие и секс заполонили весь отечественный теле- и киноэкран, то создается ощущение полной беспросветности российской действительности посреди удвоения ВВП, газовых войн, нефтяных прибылей, построения суверенной бюрократии, всеобщей сытости, массовой вовлеченности в воровство, монетизации льгот, депопуляции страны, перехода к ЕГЭ, который уничтожит остатки неусредненности образования.
Кажется, что никто не задается вопросом, что с нами в целом и с каждым из нас в частности происходит, чего мы на самом деле хотим и к чему стремимся? И вот, вопреки разговорам и мнениям о конце морали, об исчерпанности этических ориентиров и торжестве формулы "православие, самодержавие, доходность" в 23 ноября 2006 г. на экранах кинотеатров, а в Рождественский вечер 7 января 2007 г. - на канале ОРТ, сверкнув посреди тьмы ослепительным лучом света, вышел пронзительный фильм Павла Лунгина "Остров".
Сюжет фильма прост и незамысловат. Начинается фильм эпизодом времен Второй мировой войны. Немецкий сторожевой корабль захватывает в море небольшую баржу, на которой перевозят уголь двое русских. Одного, кочегара Анатолия, фашисты заставляют выдать, а затем и убить своего старшего товарища Тихона, вложив обезумевшему от страха и побоев юноше в руку пистолет. Анатолия оставляют в живых, чтобы через несколько минут взорвать вместе с баржей.
Затем действие переносится в 1976 год. Уцелевший после взрыва Анатолий нашел приют на пустынном северном острове в море, в маленькой православной обители.
Он работает истопником монастырской котельной, целыми днями возит тачку с углем, спит на куче угля и даже для своих похорон приготовил вместо гроба угольный ящик.

Но его странности и юродство смущают собратьев-монахов - то он зачем-то кидает обгорелой головней в игумена - отца Филарета, то бросает в печь его сапоги, то громко кричит петухом, то на службе не в ту сторону молится. Но в каждой такой выхо дке есть смысл - иносказания об очень важных вещах. На остров издалека приезжают люди, веря, что отец Анатолий - это святой старец, способный дать мудрый совет, излечить болезнь, изгнать бесов. И он никому не отказывает в помощи.

В одном эпизоде отец Анатолий вразумляет молоденькую, простоватую и некрасивую девушку отказаться от греха детоубийства - аборта, которая боялась, что ее с ребенком замуж не возьмут, говоря ей, что замуж она и так никогда не выйдет, а ребеночек-то - утешение с ней будет.
Вдове, которой стал сниться муж, погибший на войне еще 30 лет тому назад, в 1944 году, и просящей отслужить заупокойную службу по убиенному мужу, отец Анатолий говорит, что ее муж не погиб, а попал в плен и после войны остался во Франции на поселение. А сейчас ее муж сильно болеет и хочет перед смертью повидать свою любимую жену. Потому ей надо продать дом, хряка и ехать во Францию болящего мужа перед смертью утешить и своей рукой глаза ему закрыть.
В другом случае, по молитвам отца Анатолия исцеляется ходивший на костылях маленький мальчик Ванечка, который упал с крыши сарая и сломал ногу. Мальчику, по словам матери, уже 4 операции делали. Его показывали разным хирургам и профессорам, но ничего не помогло. Уже и бедро у мальчика начало гнить (очевидно, это остеомиелит).
Но сам отец Анатолий все время сильно страдает, каясь и тяготясь сознанием тяжести греха, совершенного тогда, на барже. Он постоянно творит умную молитву "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного", молит о прощении убитого товарища. И его покаянные молитвы услышаны. На остров к отцу Анатолию привозят девушку Настю, сошедшую с ума после гибели в морской пучине ее мужа-подводника.
И привозит девушку ее отец, адмирал Северного флота - тот самый шкипер Тихон, ныне Тихон Петрович, в которого стрелял на барже струсивший Анатолий из-за которого он так маялся всю свою жизнь. После отчитки (изгнания, экзорцизма) бесов отцом Анатолием девушка исцеляется, а ее отец-адмирал говорит кочегару-старцу, что он давно простил его, снимая тем самым с него грех убийства, хоть и не свершившегося, товарища.

После отъезда адмирала с исцеленной дочерью отец Анатолий ложится в ящик-гроб и мирно отдает душу Богу к светлой печали своих собратьев-монахов. В финальной сцене монахи везут на лодке гроб-ящик с телом отца Анатолия, а отвечавший за хозяйственные нужды монастыря отец Иов, имевший с ним немало споров и хлопот, держит поднятым рядом с гробом большой деревянный крест.

В рецензиях на фильм был высказан широкий диапазон суждений - от сдержанно негативных характеристик ряда строгих священников, прихожан и кинокритиков-атеистов "это - православие на экспорт" и "какой-то дурной сон, морок, зазеркалье" до восторженного "это - радостный фильм, легкий, сделанный на одном дыхании и смотрящийся тоже на одном дыхании, хоть и со слезами на глазах".
Конечно, к фильму "Остров" можно предъявить немало претензий и с исторической точки зрения, и с точки зрения соответствия канонам Православия, ибо в 1970-е годы не было таких монастырей, и сам главный герой - отец Анатолий, проявивший во время войны трусость, убивший своего старшего товарища в припадке страха за свою жизнь, - не может быть признан Русской Православной Церковью (РПЦ) настоящим святым, а лишь покаявшимся грешником. А существовавшие в те времена немногие старцы и духовидцы были головной болью духовного руководства, адаптировавшегося к условиям атеистического государства и контроля со стороны КГБ. В реальности подобные святые старцы изживались из обителей, их на дух не переносили власти, их стеснялись в церковном руководстве и их напрямую подвергали гонениям сами монашествующие, не слишком достойные своего звания.
Однако нужно иметь в виду, что фильм "Остров" представляет собою все-таки притчу и не претендует на историческую адекватность в целом. Но, несмотря на все явные и очевидные несоответствия, фильм все равно производит очень сильное и светлое впечатление. Многие люди, даже совершенно далекие от церкви, от веры, в том числе и молодые, приняли этот фильм как правдивый и настоящий, увидев в отце Анатолии "истинного верующего". Даже те, кто никогда не ходил в кинотеатры, шли смотреть этот фильм. Потому впервые за последнее десятилетие руководство кинотеатров обратилось к телеканалу "Россия", продюсировавшему фильм, кинопрокатной группе и кинокомпании "Каропрокат" с просьбой продлить сроки демонстрации картины, поскольку такого еще не было, чтобы на отечественной картине с не самым простым сюжетом число зрителей к концу третьей недели не становилось меньше.
Высоко оценил работу создателей "Острова" и Патриарх Алексий II, сказав, в частности, что, затронув темы монашества, смирения, юродства, создатели фильма "справились с этим блестяще". Часто появляющийся на телевидении богослов, диакон Андрей Кураев, охарактеризовал "Остров" как "кино не елейного православия", "очень человечный, очень неожиданный и честный фильм, без педалирования чудес и экзотики".
В чем же секрет уникального для сегодняшнего кино успеха фильма "Остров" как у профессионалов, так и у широкой публики? Конечно, это произошло и при существенной помощи РПЦ, которая поддержала картину, направляя на нее своих прихожан. Однако и усилия РПЦ оказались бы далеко не столь эффективны, если бы в зрительской среде не созрела потребность в "другом" кино, чем то, к которому нас приучило телевидение в виде " Дозоров" дневного и ночного, "Бригад" и "Зон".
Секрет успеха "Острова" - не в эксплуатации модной темы православия и национальной традиции. Секрет - в массовом желании другой жизни. Имеются в виду не политическое устройство, не экономические модели и даже не система образования, хотя она важнее политики и экономики, вместе взятых. Имеется в виду частная, личная, индивидуальная жизнь, вписанная в систему ясных норм и правил и соотнесенная с однозначными представлениями о добре и зле. Не обязательно праведная (сочувствие у зрителей вызвал раскаявшийся грешник, а не преподобный святой). Но обязательно - выверенная по этической шкале. Зрительская реакция на фильм "Остров" - это, по сути, общенациональный референдум по вопросам: какое общество нам нужно, какая политика действительно соответствует массовому запросу? И оказывается, что это - общество, в котором приемлемо не все, что доходно и эффективно, но то, что морально.
У всякого общественно значимого события и явления должны быть и соответствующие астрологические основания. Так в чем астрологическая подоплека успеха фильма "Остров"? Если обратиться к карте независимости России на рис.1, то можно увидеть, что тематика фильма символически, архетипически связана с этой картой, в частности, с ее 4 Домом, описывающим основы бытия народа, его корни и мифы.
Там, в 4 Доме карты России находятся Уран (8°17), Нептун (13°48) и Сатурн (24°13) в перехваченном знаке Козероге. Поскольку Нептун связан с духовностью, мистикой, святыми, морем, Уран - с пророками, пророчествующими и юродивыми, откровениями, а Сатурн и сам Козерог (которым Сатурн и Уран управляют) - с Севером, холодом, отшельниками, местами уединения и изоляции, монастырями, тюрьмами, углем (!), то в одном из прочтений этой конфигурации мы как раз и получим описание главного героя фильма отца Анатолия - юродствующего (Уран) святого (Нептун) монаха-отшельника и старца (Сатурн), живущего на северном острове в окружении вод холодного моря (Нептун в Козероге), работающего истопником, возящего каменный уголь (Сатурн в Козероге) в кочегарку.
Как юродствующий отец Анатолий и ведет себя необычно - уранически : бросает головню в игумена, сжигает его сапоги, кричит петухом со звонницы. Как духовидец отец Анатолий провидит (Нептун) житейские и духовные причины бед приходящих, приплывающих к нему людей и когда иносказательно, когда напрямую говорит им об этом. Как полный нестяжатель и аскет (Сатурн) живет прямо в кочегарке, спит прямо на кучах угля, не обращает никакого внимания на свой внешний вид.
Из аспектов Нептуна в 4 Доме видны причины, приведшие Анатолия на остров в монастырь, его отношения с церковным начальством. Так, в секстиле Нептуна с Плутоном в Скорпионе последний - Плутон - описывает ситуацию смертельной опасности, угрозу смерти, психологический кризис, наконец, само убийство другого человека из стремления спасти свою жизнь. Обстоятельства и место убийства через секстиль Плутона с Нептуном и квадрат Марса в Овне в 7 Доме с Ураном и Нептуном вновь символически описываются стеллиумом планет в 4 Доме - неожиданный (Уран) захват немцами (Сатурн, так как немцы - от слова немые, неговорящие [по-русски]) во время активных военных действий (Марс в Овне в 7 Доме явных врагов) баржи (Нептун) с углем (Сатурн) в северном холодном море (Нептун в Козероге). К тому же Марс управляет 8 Домом смерти в Овне и потому тоже связан с темой смертельной опасности и убийства.
Так как Нептун находится в оппозиции с Юпитером в Раке в 10 Доме начальства, то церковное (Юпитер) начальство (10 Дом) в лице игумена Филарета, вроде бы и душевное (Рак) на вид, тем не менее, не очень-то благоволит (из-за оппозиции) к святому отцу (Нептун) Анатолию. Ибо оно - начальство вынуждено думать и заботиться не только о духовном, но мирском благоустройстве монастыря и его обитателей. И потому начальство привержено отчасти мирским радостям и удовольствиям в виде удобных сапог, уютной и теплой кельи, похвалы вышестоящего церковного начальства - епископа. Это внутренне противостояние святых и церковных властей, церкви как общественного института хорошо описано в книге Петра Иванова "Тайна святых. Введение в апокалипсис", в которой говорится, что задача святых - донести до мира иную весть от Бога, нежели догматически проповедуемые с церковной кафедры наставления. Но это тема отдельного и непростого разговора.
Основные эпизоды фильма, показывающие отца Анатолия в роли святого старца, который помогает страждущим, тоже имеют связь с картой России. Так, в сцене с наивной и немного глуповатой девушкой, пришедшей получить благословение на аборт и получившей отказ, запрет и вразумление от отца Анатолия, видно проявление оппозиции Плутона в Скорпионе во 2 Доме к Венере в Тельце в 8 Доме. Венера в Тельце данном случае описывает молодую плодоносящую девушку; ее беременность же и предполагаемый аборт напрямую связаны с 8 Домом и символически связаны с Плутоном и Скорпионом. Оппозиция Плутона в Скорпионе и Венеры в Тельце "разряжается" (аборт отменяется) посредством трина первого и секстиля второй к Нептуну в Козероге, символизирующего святого (Нептун) старца. (Козерог).
В сцене с вдовой, просящей отслужить заупокойную службу по якобы убитому на войне мужу, которого она до сих пор любит, тоже можно увидеть проявление той же оппозиции Венеры и Плутона в карте России, ибо здесь вновь речь идет о любви (Венера), смерти мужа мнимой ранее и приближающейся сейчас (8 Дом, Плутон, Скорпион). Так как Венера из 8 Дома смерти управляет 9 Домом дальних путешествий в Тельце и 2 Домом личных денег в Весах, то возникает тема необходимости сбора денег на дальнюю поездку во Францию, где сейчас тяжело болеет и скоро умрет ее муж.
Жизненная драма адмиральской дочери Насти тоже символически отражает действие оппозиции Венеры и Плутона. В этом случае Плутон в водном знаке Скорпионе описывает подводную лодку (скорее атомную), гибель в воде (море) мужа девушки. Из-за оппозиции Плутона с Венерой молодая женщина (Венера) вследствие сильного психологического стресса (8 Дом) сходит с ума (тоже 8 Дом), ее мучают бесы (Плутон, Скорпион, 8 Дом). Отчитка бесноватой Насти отцом Анатолием - это проявление секстиля Нептуна в Козероге (молитвы святого старца) к Плутону в Скорпионе (оккультное воздействие молитвы на бесов).
Эпизод с больным мальчиком Ваней имеет связь с Меркурием в Близнецах в 9 Доме, находящемся в полутораквадрате с Нептуном в Козероге и в полуквадрате с Юпитером в Раке в 10 Доме. Сам мальчик описывается Меркурием в Близнецах, его прыжок с крыши сарая - Юпитером в 10 Доме (крыша), а неудачное приземление на землю - 4 Домом в Стрельце и Козероге, больная нога мальчика - бедро - с Юпитером и Нептуном, которые управляют Стрельцом, связанным с бедрами, тазо-бедренными суставами. Процесс гниения кости - остеомиелит - это проявление Нептуна (гниение, "растворение") в Козероге (кости). Поскольку Нептун в Козероге (молитвы святого старца) находится в оппозиции с Юпитером (бедро) в Раке и в полутоквадрате с Меркурием в Близнецах (сам мальчик), то процесс лечения не полный, ибо мальчик все еще немного хромает.
Для полного выздоровления нужно время и причащение к Святым Дарам (Юпитер в Раке), о чем (о причастии) отец Анатолий и говорит матери (Луна) мальчика. Но Луна в Водолее в 5 Доме любви и детей (любящая мать), находясь в трине с Меркурием в Близнецах, имеет с Нептуном минорный слабо напряженный аспект 22,5° - половина полуквадрата. Поэтому мать Вани, торопясь на поезд, не слушает отца Анатолия и пытается увезти мальчика с острова без причастия. Но тот, зайдя по пояс в ледяную воду, возвращает мальчика на остров, выхватывая его из лодки
Поскольку основные эпизоды и главная сюжетная линия фильма "Остров" тесно связаны с картой России, то фильм легко находит глубокий отклик в сердцах и душах зрителей. Тем более, что затрагиваемые в фильме темы актуальны и для сегодняшней России: это и массовые аборты, и одиночество многих женщин в зрелом возрасте из-за ранней смерти мужчин, и болезни детей, и психическое нездоровье многих молодых людей, и необходимость покаяния за многие прошлые и нынешние преступления.
Вообще тема покаяния связана с вечным сюжетом, народным архетипом разбойника Кудеяра, о котором поется в известной песне:

"Жили двенадцать разбойников
И Кудеяр-атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан...
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.
Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить.
Сам Кудеяр в монастырь пошел,
Богу и людям служить
".

Разбойников и атамана Кудеяр можно считать антиподами 12 апостолов и Христа. 12 апостолов в астрологии соотносятся с 12 знаками Зодиака, а Христос - с осью вращения Зодиака. Потому атамана Кудеяра можно считать осью вращения круга из 12 разбойников. Раскаяние Кудеяра, обращение его к Богу внушает надежду, что и другие разбойники, оставшись без своей оси, со временем раскаются и придут к вере. И отец Анатолий в фильме "Остров" тоже является воплощением раскаявшегося разбойника, служащего Богу и людям.
Почему же именно сейчас посреди засилья фильмов о бандитах на отечественном телевидении и в кино появился и стал востребованным обществом фильм о вере, о покаянии разбойника? Этому тоже есть астрологические предпосылки.
Во-первых, съемки фильма проходили при транзите Юпитера, отвечающего за веру, по натальному Плутону в Скорпионе карты России, описывающему бандитов, разбойников, организованную преступность. При этом транзитный Юпитер в своем движении образовывал секстиль к натальным Урану и Нептуну в Козероге карты России, квадрат к транзитному Нептуну в Водолее в 5 Доме творчества. Первый аспект к натальному Урану дал неожиданный (Уран) интерес режиссера Павла Лунгина к теме веры (Юпитер); второй аспект к натальному Нептуну - начало съемок фильма (Нептун) о вере (Юпитер), монастыре, святом (Нептун); третий аспект к транзитному Нептуну в 5 Доме - сложности (квадрат) творческого характера (5 Дом) при подборе актеров, в ходе киносъемок (Нептун).
Во-вторых, показ фильма в кинотеатрах и по телевидению прошел при нахождении Юпитера и Плутона в Стрельце в 3 и 4 доме карты России, соответственно. Первая планета, Юпитер, дала расширение интереса, обращение к вере людей; вторая планета, Плутон, - возрождение массового (н) религиозного (Стрелец) чувства у всего простого народа (4 Дом).
В-третьих, в это время транзитный Северный Узел Луны, символизирующий общественные устремления, находился в Рыбах, отвечающих за православную веру, святых. А транзитный Уран тоже в Рыбах придал этим устремлениям неожиданный характер. Если учесть, что транзитные Северный Узел Луны и Уран в Рыбах находятся в 6 доме здоровья, то такое возрождение религиозности масс свидетельствуют и начинающемся либо грядущем исцелении духовных (Рыбы) болезней (6 Дом) нашей страны.
Интересен, астрологичен и сам выбор главных актеров фильма "Остров". Так, Петр Мамонов, сыгравший отца Анатолия, родившийся 14 апреля 1951 г. в Москве, окончил полиграфический техникум, учился на редакторском факультете Московского полиграфического института, работал печатником в типографии "Красный пролетарий". В 1984-95 гг. - руководитель и вокалист сначала культовой рок-группы "Звуки Му", затем группы "Мамонов и Алексей". Уже больше десяти лет он живет отшельником в подмосковной деревне Ревякино. Выбирается в Москву лишь изредка, чтобы сыграть моно-спектакль в Театре имени Станиславского, в котором работает по договору. Мамонов в совершенстве владеет английским и норвежским языками, публиковал свои переводы в поэтических антологиях. Снимался в фильмах "Игла", "Такси-блюз", "Нога" и др.
По словам самого П. Мамонова, вера к нему пришла поздно, в 45 лет, до этого он метался, гонялся, водку пил и пр. Думаю, из этого мини-очерка о П. Мамонове ясно, что он хорошо описывается транзитным Нептуном (рок-музыкант, пьяница, затем верующий, православный, воцерковленный человек) в Водолее (необычное творчество, бунтарский дух) в 5 Доме (актер, музыкант-руководитель, творческая личность) карты России. Поскольку натальный Нептун находится в Козероге в 4 Доме, то, став верующим (Нептун), Мамонов, уехав в деревню, вернулся к земле (4 Дом), стал жить уединенно, по сути, отшельником (Козерог). Натальная карта Петра Мамонова, построенная на 12:00 местного поясного времени LMT, так как точное время его рождения неизвестно, а по сути, натальная космограмма, приведена на рис. 2.
Рис. 2. Натальная карта Петра Мамонова, 14.02.1951 г., 12:00 LMT, г. Москва
На рис.2 из космограммы-астропортрета отчетливо читаются основные психологические черты Петра Мамонова. Он - творческая личность, лидер и руководитель (оппозиция Солнца в Овне и Нептуна в Весах), действительно мятущийся, неустроенный и неприкаянный человек (Тау-квадрат Луны в Раке, Солнца в Овне и Нептуна в Весах), любитель выпить (пораженные Юпитер в Рыбах и Нептун в Весах), хороший певец (в Тельце - знаке горла и пения находятся Венера, Меркурий и Марс).
Венера в Тельце Мамонова находится в точном секстиле с Юпитером в Рыбах, что способствует его успеху как певца, но дает и пристрастие к алкоголю, возможно, любовным похождениям. Секстиль Урана с Меркурием способствует писательским и переводческим талантам Мамонова, а секстиль Урана к Марсу в Тельце придает напор и оригинальность его песням, столь необходимые рок-музыканту. Несостоявшаяся профессия печатника, редактора и полиграфа-издателя Петра Мамонова обусловлена наличием оппозиции ретроградного Сатурна в Деве с Юпитером в Рыбах, а интерес либо любовь к этим занятиям - трином Венеры в Тельце к Сатурну и секстилем к Юпитеру.
Обращение к вере мятущегося рок-музыканта и актера произошло при соединении дирекционного (солнечные дуги) Урана (неожиданное) с натальным Плутоном (преображение, трансформация) во Льве, секстиле к натальному н (вера, православие) в Весах, происходивших в конце 1994 г. - в начале 1996 г. Очень показателен и тот факт, что фамилия главного актера - Мамонов - происходит от слова "мамон". А Мамон(а) - это древнее божество богатства и наживы, в христианских церковных текстах - символ стяжательства, жадности и чревоугодия, т.е. греховности. Слова "нельзя одновременно служить и Богу и Мамоне" часто встречаются в наставлениях святых отцов церкви. И участие актера П. Мамонова в фильме "Остров" в роли святого старца является, по сути, и его отречением от грехов, символизируемых его фамилией, что очень символично!
Два других актера, сыгравших игумена Филарета и отца Иова, Виктор Сухоруков и Дмитрий Дюжев, тоже не случайно попали в фильм "Остров". Транзит Юпитера по Плутону в Скорпионе карты России поднял тему преображения (Плутон) бандитов и убийц (Плутон в Скорпионе) в верующих людей.
Эту фабулу символически и отразило "преображение" данных актеров, игравших роли бандитов и преступников в культовых фильмах "Бригада", "Брат", в актеров, играющих не просто верующих, а монахов в фильме "Остров". Интересно, что в космограммах обоих актеров, и Сухорукова и Дюжева, родившихся, соответственно, 10 ноября 1951 г. в г. Орехово-Зуеве Московской области и 9 июля 1978 г. в г. Астрахани, Плутон, символизирующий бандитов и мафию, находится в напряженных аспектах с Солнцем, символизирующем у актеров творчество.
  Юпитер, отвечающий за веру и церковь, у обоих актеров тоже находится в напряженных аспектах: в оппозиции с Сатурном и Венерой у Сухорукова, в квадрате с Плутоном у Дюжева. Потому и роли монахов достались им разные. Сухорукову с более мягким поражением Юпитера досталась роль мягкого по характеру настоятеля монастыря, отца Филарета, а Дюжеву с более жестким поражением Юпитера - роль монаха-хозяйственника, отца Иова, строго и жесткого в обращении с братией и, по сценарию фильма, дальше отстоящего от Бога.
Правда, к концу фильма отец Иов внутренне становится учеником отца Анатолия. И стал он им, когда, заглянув в грязный ящик, понял, что отец Анатолий хочет там лежать, и эта неизбежность и ясность смерти как-то вдруг пробила его броню, которой он защищался от молчаливых и не высказанных упреков со стороны старца.
Павел Лунгин, режиссер-постановщик, сценарист, продюсер, родился 12 июля 1949 г. в Москве. В 1971 г. он окончил отделение математической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ, в 1980 г.- режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров. Лунгин дебютировал как режиссер в 1990 г., поставив по собственному сценарию фильм "Такси-блюз", удостоившийся приза за режиссуру на Каннском международном кинофестивале. С начала 1990-х Павел Лунгин живет во Франции, однако фильмы снимает преимущественно в России.
Сравнивая сюжет первого фильма П. Лунгина "Такси-блюз" про пьяницу и распутника саксофониста-бомжа Лешу Сильвестрова (в исполнении того же Петра Мамонова), пьющего одеколон, и его друга таксиста Ивана Шлыкова, про жуть грязных подворотен, сортиров, барахолок, коммуналок, подсобок, "милицейских отделений", с сюжетом фильма "Остров", поневоле поражаешься духовным метаморфозам, происшедшим с режиссером обоих этих фильмов.
Обращение Лунгина как режиссера и человека к теме веры и покаяния, поднятых в фильме "Остров", очевидно, произошло при транзите Нептуна по его натальной Луне, находящейся в Водолее (в возможных пределах от 8° до 21° при времени рождения от 0:00 до 24:00 12 июля 1949 г.) и попавшей в 5 Дом творчества карты России.
По словам Павла Лунгина, фильм "Остров" был снят в новом для кино "жанре жития" и стал для режиссера "совершенно отдельным фильмом": если в предыдущих работах он говорил о времени перемен, социальных вопросах, то "сейчас такое чувство, что время перемен закончилось, и обществу пора задуматься о вечности, о грехе и совести".
Отвечая на вопрос о причинах успеха фильма "Остров" П. Лунгин сказал: "Мне кажется, что у людей есть огромная внутренняя необходимость понять, что они живут не только ради материального успеха. И кризис современной России в том числе от того, что ее очень резко, внезапно кинули в мир потребления, отрезав абсолютно все остальные пути. Страна так никогда не жила, и народ так никогда не жил. Всегда были споры, была борьба идей, и вдруг оказалось, что весь верхний этаж (власти) отрезали. И стало действительно страшно: маленькие мальчики говорят только о моделях телефонов, большие мальчики говорят только о моделях автомобилей, взрослые мальчики говорят только о домах, которые они купили, или купят, или хотят купить".
Если Павел Лунгин является творцом, режиссером фильма "Остров", то Петр Мамонов - главным лицом, "брендом" фильма. Поэтому рассмотрим, как на рис. 3 сочетается космограмма этого актера с картой России.
Рис. 3. Карта России, совмещенная с космограммой Петра Мамонова
Из рис. 3 видно, что ретроградный Сатурн Мамонова находится в точном соединении с Асцендентом в Деве, а Юпитер актера - в соединении с Десцендентом в Рыбах карты России. И если Сатурн в Деве у Мамонова поднимает тему смирения, самоограничения в своих материальных запросах живущих в России простых (Дева) людей (1 Дом карты России), то его Юпитер в Рыбах, наоборот, расширяет духовные (Рыбы) горизонты общества (7 Дом), призывает к милосердию, вере и покаянию.
Нептун актера оказывается в точном соединении с куспидом 2 Дома личных денег в Весах карты России, и это еще раз подчеркивает тему милосердия, материальной помощи другим людям из сострадания и милосердия.
Венера же Мамонова оказывается в 9 Доме в Тельце и в точном полутораквадрате (орбис 0°02) с натальным Нептуном в Козероге в 4 Доме карты России. С одной стороны, это способствует тому, чтобы его голос (Венера в Тельце) и призывы к возврату к традиционным для России религиозным и моральным ценностям (9 Дом) православия (Нептун), были услышаны на самых низах, основах (4 Дом) патриархального общества. С другой стороны, такое положение Венеры в 9 Доме говорит, что нынешняя идеология (9 Дом) материального потребления и получения телесных удовольствий (Венера в Тельце) не способствует (полутораквадрат) духовности (Нептун) народа (4 Дом).
Уран актера из 10 Дома в Раке образует точный квиконс (орбис 0°19) с натальной Луной в Водолее в 5 Доме карты России. Это свидетельствует о том, что необычное (Уран) в творчестве Мамонова, его обращение к теме патриотизма, любви к Родине, ее традициям, в том числе и религиозным (Рак) находит необычно (Уран) глубокий эмоциональный (Луна) отклик в сердцах (5 Дом) и душах (Луна) простых людей (тоже Луна). При этом эти планеты - Уран Мамонова и Луна России - находятся во взаимной рецепции, что усиливает их взаимное действие.
Интересна поведение и высказывания Петра Мамонова на церемонии награждения премией "Золотой орел" за лучшую мужскую роль года. Как писала пресса, актер появился на публике в замызганной шерстяной кофте, потертых джинсах и в грязных спортивных ботинках, только что его лицо не было вымазано сажей, как у его героя-старца. Весь облик Мамонова резко контрастировал со светской атмосферой мероприятия и лощеными "вручателями" - режиссером Федором Бондарчуком и актрисой Викторией Толстогановой. Речь актера началась, как и всякая другая, с благодарностей. Но благодарил он, в первую очередь, не академиков и родственников, как это положено, а "Господа Бога, за то, что подал снять такой фильм", и народ, который его "вырастил, воспитал, кормит, одевает, обувает".
Затем Мамонов продолжил: "Я не понимаю, почему люди смотрят фильм "Остров" и плачут в кинотеатрах, а то, что происходит вокруг нас, никого не волнует… А вы все играете, но эта ваша беспечная жизнь приведет к тому, что мы все будем учить китайский язык. Мой внук наверняка будет подсобным рабочим на нефтяной вышке, которой будет управлять китаец. И они нам покажут религию. Они нам порядок наведут тут сразу, строго".
Далее актер стал говорить о том, что наши люди сами должны заботиться о своей жизни, а не власти. А то получается, по его словам, что "это какой-то там Путин должен делать. А Путин - он маленький, худенький, че он может? Он… он разведчик. Он там… Где мы-то с вами, где?" И закончил Мамонов свою речь ударной фразой про аборты: "Почему мы четыре миллиона Суворовых, Ушаковых, Лермонтовых, Пушкиных в год убиваем? Что за беспечность такая? Девки, давайте рожайте!"
На самом же деле от Путина как Президента РФ, от властей всех уровней в нашей жизни зависит много. Они могут откликнуться на народное киноизъявление после просмотра фильма "Остров" и принять какие-то меры по улучшению жизни народа. А могут проигнорировать, оставив все без изменений. В любом случае, по моему мнению, появление такого фильма как "Остров", несмотря на все справедливые и несправедливые упреки в адрес его создателей, - это значительное событие в культурной и духовной жизни страны.
И то, что в нем снялись бывший рок-музыкант и актеры, сыгравшие в других фильмах бандитов, что фильм снял режиссер с репутацией отнюдь не праведника, наконец, что фильм получил такой зрительский отклик у всех слоев населения, внушает некоторый оптимизм и надежды, что не все еще потеряно, что не все сгорело в душах наших людей, что Россия сможет все-таки возродиться! Если, конечно, по примеру отца Анатолия сможет покаяться в своих грехах и больше не грешить. А грехов в истории и царской России, и коммунистической России, и нынешней "либерально-демократической" России немало. Так что поле нашего общего покаяния обширное и почти не вспаханное!
Простите и вы, дорогие читатели, меня, если я где-то оказался излишне строг или велеречив в своих не бесспорных суждениях!

Копирование и использование данных материалов разрешается и даже приветствуется в случае указания на наш вэб-сайт как на источник получения информации.