|
|
Фильм
Павла Лунгина "Остров" как отражение
духовных исканий постперестроечной России
|
Буралков А.А.
"Астролог,
2007, N 4
|
Отсутствие
у нации каких-либо идеалов, идеологии и общественных устремлений ведет к ее
распаду, разложению, а со временем, и к ее исчезновению с мировой сцены. Так
было со всеми государствами и империями, с нациями, создавшими эти государства
и империи. Не является исключением и советская империя, и Россия. С началом
горбачевской перестройки в 1980-х годах, а особенно после распада СССР в 1991
году отечественный кинематограф, а равно и отечественная литература, во многом
определяющие идеалы общества, поменяли вектор своих устремлений и тематику
своих произведений. |
На смену героям труда и соцреалистической действительности с их, пусть и отчасти
наивными, представлениями и идеалами патриотизма, братства, справедливости
пришли "герои" капиталистической реальности - бандиты, преступники,
мошенники, воры, проститутки, фотомодели, "попса" на эстраде и в
литературе, банкиры, олигархи, - и схожие с ними по поведению, морали и идеалам,
хоть по замыслу вроде бы и "антиподы" перечисленных "героев",
- "менты", адвокаты, следователи прокуратуры, тюремщики, бойцы ОМОНа,
СОБРа и армейского спецназа. Достаточно только перечислить названия популярных
в последние годы кинофильмов: "Бригада", "Бумер", "Брат",
"Зона", "Бандитский Петербург", "Олигарх", "Антикиллер",
"Слепой", "Адвокат", "Охота на пиранью" и т.п.
|
Особая речь о фильмах ужасов и мистики "Ночной дозор", "Дневной
дозор", "Волкодав" - отечественных калек с американских триллеров.
Даже старый добрый джин - друг пионеров и просто детей из фильма "Старик
Хоттабыч" усилиями отечественного кинематографа превратился недавно в
какого-то придурковатого духа, "шныряющего" по Интернету, Хатт@бь)ча.
А лубочные кинокартины о вроде бы старой, доброй царской России "Сибирский
цирюльник", "Статский советник", "Турецкий гамбит"
не несут серьезного нравственного посыла кино- и телезрителю. |
Подобное
перерождение отечественного кино, да и почти всего искусства, литературы не
случайно. Корни этого, с астрологической точки зрения, как всегда, лежат в
карте декларации суверенитета России от 12 июня 1990 г., приведенной на рис.
1. |
|
Рис.
1. Карта декларации независимости России, 12.06.1990 г., 9:45 GMT, г. Москва
с некоторыми транзитными планетами на 2006-07 гг.
|
Основной
конфигурацией, отвечающей за "живописно-яркое" описание преступников,
бандитов, проституток, "ментов", бойцов спецназа, олигархов в карте
России является оппозиция Плутона в Скорпионе
во 2 Доме вблизи начала 3 Дома средств массовой информации (СМИ) - прессы,
радио и телевидения - с Венерой в Тельце
в 8 Доме секса и банков. Поэтому организованная преступность (Плутон
в Скорпионе) в России интегрирована в финансовую и экономическую жизнь страны,
тесно скооперирована с олигархами, государственными чиновниками (трин Плутона
с Юпитером в 10 Доме), полностью контролирует
проституцию, включая и торговлю "живым товаром" за границей, игорный
и шоу-бизнес (оппозиция с Венерой в Тельце
в 8 Доме). Плутон в Скорпионе также управляет 3 Домом СМИ. Не случайно в стране
самые популярные и часто показываемые фильмы - про бандитов, самые читаемые
книги - тоже про них, самая популярная - это блатная музыка. |
Поэтому среди молодежи (3 Дом), да и другого населения до 35-40 лет, идеалом
настоящего мужчины является киллер, бандит, лагерный авторитет, на худой конец
- олигарх в качестве финансового бандита (Плутон
в Скорпионе), а идеалом настоящей женщины - красивая и дорогая проститутка,
модель, либо воровка - подруга бандита (Венера
в Тельце в 8 Доме). Трин Нептуна в 4 Доме
в Козероге с Плутоном и секстиле с Венерой
помогает кинопродюсерам (Нептун в Козероге) найти необходимое финансирование
(Венера в 8 Доме банков) съемок фильмов про бандитов и других "героев"
России нашего времени (Плутон в Скорпионе), средствами кинематографа (Нептун)
красочно отобразить их "подвиги и успехи", обеспечить кассовые сборы
(Плутон во 2 Доме денег) от проката и показа
этих фильмов. |
Однако после просмотра этих фильмов в душе зрителя пробуждаются лишь самые
низменные чувства - жестокость, мстительность,
неверие в справедливое мироустройство, в любовь и сострадание, в других людей.
А молодежь, подражая героям выше перечисленных фильмов, становится на преступный
путь, сбивается в бригады, старается поскорее попасть в зону и приобрести тюремный
авторитет. Так как кровь, насилие и секс заполонили весь отечественный теле-
и киноэкран, то создается ощущение полной беспросветности российской действительности
посреди удвоения ВВП, газовых войн, нефтяных прибылей, построения суверенной
бюрократии, всеобщей сытости, массовой вовлеченности в воровство, монетизации
льгот, депопуляции страны, перехода к ЕГЭ, который уничтожит остатки неусредненности
образования. |
|
Кажется,
что никто не задается вопросом, что с нами в целом и с каждым из нас в частности
происходит, чего мы на самом деле хотим и к чему стремимся? И вот, вопреки
разговорам и мнениям о конце морали, об исчерпанности этических ориентиров
и торжестве формулы "православие, самодержавие, доходность" в
23 ноября 2006 г. на экранах кинотеатров, а в Рождественский вечер 7 января
2007 г. - на канале ОРТ, сверкнув посреди тьмы ослепительным лучом света,
вышел пронзительный фильм Павла Лунгина "Остров".
|
|
Сюжет фильма прост и незамысловат. Начинается
фильм эпизодом времен Второй мировой войны. Немецкий сторожевой корабль захватывает
в море небольшую баржу, на которой перевозят уголь двое русских. Одного, кочегара
Анатолия, фашисты заставляют выдать, а затем и убить своего старшего
товарища Тихона, вложив обезумевшему от
страха и побоев юноше в руку пистолет. Анатолия оставляют в живых, чтобы через
несколько минут взорвать вместе с баржей. |
|
Затем
действие переносится в 1976 год. Уцелевший после взрыва Анатолий нашел
приют на пустынном северном острове в море, в маленькой православной
обители. |
Он работает истопником
монастырской котельной, целыми днями возит тачку с углем, спит на куче
угля и даже для своих похорон приготовил вместо гроба угольный ящик. |
|
Но его
странности и юродство смущают собратьев-монахов - то он зачем-то кидает обгорелой
головней в игумена - отца Филарета, то бросает в печь его сапоги, то громко
кричит петухом, то на службе не в ту сторону молится. Но
в каждой такой выхо дке
есть смысл - иносказания об очень важных вещах. На остров издалека приезжают
люди, веря, что отец Анатолий - это святой старец, способный дать мудрый
совет, излечить болезнь, изгнать бесов. И он никому не отказывает в помощи.
|
В
одном эпизоде отец Анатолий вразумляет молоденькую, простоватую и некрасивую
девушку отказаться от греха детоубийства
- аборта, которая боялась, что ее с ребенком замуж не возьмут, говоря ей, что
замуж она и так никогда не выйдет, а ребеночек-то - утешение с ней будет. |
|
Вдове,
которой стал сниться муж, погибший на войне еще 30 лет тому назад, в 1944
году, и просящей отслужить заупокойную службу по убиенному мужу, отец Анатолий
говорит, что ее муж не погиб, а попал в плен и после войны остался во Франции
на поселение. А сейчас ее муж сильно болеет и хочет перед смертью повидать
свою любимую жену. Потому ей надо продать дом, хряка и ехать во Францию
болящего мужа перед смертью утешить и своей рукой глаза ему закрыть. |
|
В другом случае, по молитвам отца Анатолия исцеляется ходивший на костылях
маленький мальчик Ванечка, который упал
с крыши сарая и сломал ногу. Мальчику, по словам матери, уже 4 операции делали.
Его показывали разным хирургам и профессорам, но ничего не помогло. Уже и бедро
у мальчика начало гнить (очевидно, это остеомиелит). |
|
Но сам
отец Анатолий все время сильно страдает, каясь и тяготясь сознанием тяжести
греха, совершенного тогда, на барже. Он постоянно творит умную молитву "Господи,
Иисусе Христе, помилуй мя грешного", молит о прощении убитого товарища.
И его покаянные молитвы услышаны. На остров к отцу Анатолию привозят девушку
Настю, сошедшую с ума после гибели в
морской пучине ее мужа-подводника. |
И
привозит девушку ее отец, адмирал Северного флота - тот самый шкипер Тихон,
ныне Тихон Петрович, в которого стрелял
на барже струсивший Анатолий из-за которого он так маялся всю свою жизнь.
После отчитки (изгнания, экзорцизма) бесов отцом Анатолием девушка исцеляется,
а ее отец-адмирал говорит кочегару-старцу, что он давно простил его, снимая
тем самым с него грех убийства, хоть и не свершившегося, товарища. |
|
|
После отъезда адмирала
с исцеленной дочерью отец Анатолий ложится в ящик-гроб и мирно отдает
душу Богу к светлой печали своих собратьев-монахов. В финальной
сцене монахи везут на лодке гроб-ящик с телом отца Анатолия, а отвечавший
за хозяйственные нужды монастыря отец Иов, имевший с ним немало споров
и хлопот, держит поднятым рядом с гробом большой деревянный крест.
|
|
В рецензиях на фильм был
высказан широкий диапазон суждений - от сдержанно негативных характеристик
ряда строгих священников, прихожан и кинокритиков-атеистов "это - православие
на экспорт" и "какой-то дурной сон, морок, зазеркалье" до восторженного
"это - радостный фильм, легкий, сделанный на одном дыхании и смотрящийся
тоже на одном дыхании, хоть и со слезами на глазах". |
Конечно, к фильму "Остров" можно предъявить немало
претензий и с исторической точки зрения,
и с точки зрения соответствия канонам Православия, ибо в 1970-е годы не было
таких монастырей, и сам главный герой - отец Анатолий, проявивший во время
войны трусость, убивший своего старшего товарища в припадке страха за свою
жизнь, - не может быть признан Русской Православной Церковью (РПЦ) настоящим
святым, а лишь покаявшимся грешником. А существовавшие в те времена немногие
старцы и духовидцы были головной болью духовного руководства, адаптировавшегося
к условиям атеистического государства и контроля со стороны КГБ. В реальности
подобные святые старцы изживались из обителей, их на дух не переносили власти,
их стеснялись в церковном руководстве и их напрямую подвергали гонениям сами
монашествующие, не слишком достойные своего звания. |
Однако нужно иметь в виду, что фильм "Остров" представляет собою
все-таки притчу и не претендует на историческую
адекватность в целом. Но, несмотря на все явные и очевидные несоответствия,
фильм все равно производит очень сильное и светлое впечатление. Многие люди,
даже совершенно далекие от церкви, от веры, в том числе и молодые, приняли
этот фильм как правдивый и настоящий, увидев в отце Анатолии "истинного
верующего". Даже те, кто никогда не ходил в кинотеатры, шли смотреть этот
фильм. Потому впервые за последнее десятилетие руководство кинотеатров обратилось
к телеканалу "Россия", продюсировавшему фильм, кинопрокатной группе
и кинокомпании "Каропрокат" с просьбой продлить сроки демонстрации
картины, поскольку такого еще не было, чтобы на отечественной картине с не
самым простым сюжетом число зрителей к концу третьей недели не становилось
меньше. |
Высоко оценил работу создателей "Острова" и Патриарх
Алексий II, сказав, в частности, что, затронув темы монашества,
смирения, юродства, создатели фильма "справились с этим блестяще".
Часто появляющийся на телевидении богослов, диакон Андрей
Кураев, охарактеризовал "Остров" как "кино не елейного
православия", "очень человечный, очень неожиданный и честный фильм,
без педалирования чудес и экзотики". |
В чем же секрет уникального для сегодняшнего кино успеха фильма "Остров"
как у профессионалов, так и у широкой публики? Конечно, это произошло и при
существенной помощи РПЦ, которая поддержала картину, направляя на нее своих
прихожан. Однако и усилия РПЦ оказались бы далеко не столь эффективны, если
бы в зрительской среде не созрела потребность в "другом" кино, чем
то, к которому нас приучило телевидение в виде " Дозоров" дневного
и ночного, "Бригад" и "Зон". |
Секрет успеха "Острова" - не
в эксплуатации модной темы православия и национальной традиции. Секрет - в
массовом желании другой жизни. Имеются в виду не политическое устройство, не
экономические модели и даже не система образования, хотя она важнее политики
и экономики, вместе взятых. Имеется в виду частная, личная, индивидуальная
жизнь, вписанная в систему ясных норм и правил и соотнесенная с однозначными
представлениями о добре и зле. Не обязательно праведная (сочувствие у зрителей
вызвал раскаявшийся грешник, а не преподобный святой). Но обязательно - выверенная
по этической шкале. Зрительская реакция на фильм "Остров" - это,
по сути, общенациональный референдум по вопросам: какое общество нам нужно,
какая политика действительно соответствует массовому запросу? И оказывается,
что это - общество, в котором приемлемо не все, что доходно и эффективно, но
то, что морально. |
У всякого общественно значимого события и явления должны быть и соответствующие
астрологические основания. Так в чем астрологическая подоплека успеха фильма
"Остров"? Если обратиться к карте независимости России на рис.1,
то можно увидеть, что тематика фильма символически, архетипически связана с
этой картой, в частности, с ее 4 Домом, описывающим основы бытия народа, его
корни и мифы. |
Там, в 4 Доме карты России находятся Уран
(8°17), Нептун (13°48) и Сатурн
(24°13) в перехваченном знаке Козероге.
Поскольку Нептун связан с духовностью,
мистикой, святыми, морем, Уран - с пророками, пророчествующими и юродивыми,
откровениями, а Сатурн и сам Козерог
(которым Сатурн и Уран управляют) - с Севером, холодом, отшельниками, местами
уединения и изоляции, монастырями, тюрьмами, углем (!), то в одном из прочтений
этой конфигурации мы как раз и получим описание главного героя фильма отца
Анатолия - юродствующего (Уран) святого
(Нептун) монаха-отшельника и старца (Сатурн),
живущего на северном острове в окружении вод холодного моря (Нептун в Козероге),
работающего истопником, возящего каменный уголь (Сатурн
в Козероге) в кочегарку. |
Как юродствующий
отец Анатолий и ведет себя необычно - уранически
: бросает головню в игумена, сжигает его сапоги, кричит петухом со звонницы.
Как духовидец отец Анатолий провидит (Нептун)
житейские и духовные причины бед приходящих, приплывающих к нему людей и когда
иносказательно, когда напрямую говорит им об этом. Как полный нестяжатель
и аскет (Сатурн) живет прямо в кочегарке,
спит прямо на кучах угля, не обращает никакого внимания на свой внешний вид.
|
Из аспектов
Нептуна в 4 Доме видны причины, приведшие
Анатолия на остров в монастырь, его отношения с церковным начальством. Так,
в секстиле Нептуна с Плутоном
в Скорпионе последний - Плутон - описывает
ситуацию смертельной опасности, угрозу смерти, психологический кризис, наконец,
само убийство другого человека из стремления спасти свою жизнь. Обстоятельства
и место убийства через секстиль Плутона
с Нептуном и квадрат Марса
в Овне в 7 Доме с Ураном
и Нептуном вновь символически описываются
стеллиумом планет в 4 Доме - неожиданный (Уран) захват немцами (Сатурн,
так как немцы - от слова немые, неговорящие [по-русски]) во время активных
военных действий (Марс в Овне в 7 Доме
явных врагов) баржи (Нептун) с углем (Сатурн)
в северном холодном море (Нептун в Козероге).
К тому же Марс управляет 8 Домом смерти
в Овне и потому тоже связан с темой смертельной опасности и убийства.
|
Так как Нептун находится в оппозиции с
Юпитером в Раке в 10 Доме начальства, то
церковное (Юпитер) начальство (10 Дом)
в лице игумена Филарета, вроде бы и душевное (Рак) на вид, тем не менее, не
очень-то благоволит (из-за оппозиции) к святому отцу (Нептун)
Анатолию. Ибо оно - начальство вынуждено думать и заботиться не только о духовном,
но мирском благоустройстве монастыря и его обитателей. И потому начальство
привержено отчасти мирским радостям и удовольствиям в виде удобных сапог, уютной
и теплой кельи, похвалы вышестоящего церковного начальства - епископа. Это
внутренне противостояние святых и церковных властей, церкви как общественного
института хорошо описано в книге Петра Иванова
"Тайна святых. Введение в апокалипсис",
в которой говорится, что задача святых - донести до мира иную весть от Бога,
нежели догматически проповедуемые с церковной кафедры наставления. Но это тема
отдельного и непростого разговора. |
Основные эпизоды фильма, показывающие отца Анатолия в роли святого старца,
который помогает страждущим, тоже имеют связь с картой России. Так, в сцене
с наивной и немного глуповатой девушкой, пришедшей получить благословение на
аборт и получившей отказ, запрет и вразумление от отца Анатолия, видно проявление
оппозиции Плутона в Скорпионе во 2 Доме
к Венере в Тельце в 8 Доме. Венера
в Тельце данном случае описывает молодую плодоносящую девушку; ее беременность
же и предполагаемый аборт напрямую связаны с 8 Домом и символически связаны
с Плутоном и Скорпионом. Оппозиция Плутона
в Скорпионе и Венеры в Тельце "разряжается"
(аборт отменяется) посредством трина первого и секстиля второй к Нептуну
в Козероге, символизирующего святого (Нептун)
старца. (Козерог). |
В сцене с вдовой, просящей отслужить заупокойную службу по якобы убитому на
войне мужу, которого она до сих пор любит, тоже можно увидеть проявление той
же оппозиции Венеры и Плутона
в карте России, ибо здесь вновь речь идет о любви (Венера),
смерти мужа мнимой ранее и приближающейся сейчас (8 Дом, Плутон,
Скорпион). Так как Венера из 8 Дома смерти
управляет 9 Домом дальних путешествий в Тельце и 2 Домом личных денег в Весах,
то возникает тема необходимости сбора денег на дальнюю поездку во Францию,
где сейчас тяжело болеет и скоро умрет ее муж. |
Жизненная драма адмиральской дочери Насти тоже символически отражает действие
оппозиции Венеры и Плутона.
В этом случае Плутон в водном знаке Скорпионе
описывает подводную лодку (скорее атомную), гибель в воде (море) мужа девушки.
Из-за оппозиции Плутона с Венерой
молодая женщина (Венера) вследствие сильного
психологического стресса (8 Дом) сходит с ума (тоже 8 Дом), ее мучают бесы
(Плутон, Скорпион, 8 Дом). Отчитка бесноватой
Насти отцом Анатолием - это проявление секстиля Нептуна
в Козероге (молитвы святого старца) к Плутону
в Скорпионе (оккультное воздействие молитвы на бесов). |
Эпизод с больным мальчиком Ваней имеет связь с Меркурием
в Близнецах в 9 Доме, находящемся в полутораквадрате с Нептуном
в Козероге и в полуквадрате с Юпитером
в Раке в 10 Доме. Сам мальчик описывается Меркурием
в Близнецах, его прыжок с крыши сарая - Юпитером
в 10 Доме (крыша), а неудачное приземление на землю - 4 Домом в Стрельце и
Козероге, больная нога мальчика - бедро - с Юпитером
и Нептуном, которые управляют Стрельцом,
связанным с бедрами, тазо-бедренными суставами. Процесс гниения кости - остеомиелит
- это проявление Нептуна (гниение, "растворение")
в Козероге (кости). Поскольку Нептун в
Козероге (молитвы святого старца) находится в оппозиции с Юпитером
(бедро) в Раке и в полутоквадрате с Меркурием
в Близнецах (сам мальчик), то процесс лечения не полный, ибо мальчик все еще
немного хромает. |
Для полного выздоровления нужно время и причащение к Святым Дарам (Юпитер
в Раке), о чем (о причастии) отец Анатолий и говорит матери (Луна)
мальчика. Но Луна в Водолее в 5 Доме любви
и детей (любящая мать), находясь в трине с Меркурием
в Близнецах, имеет с Нептуном минорный
слабо напряженный аспект 22,5° - половина полуквадрата. Поэтому мать Вани,
торопясь на поезд, не слушает отца Анатолия и пытается увезти мальчика с острова
без причастия. Но тот, зайдя по пояс в ледяную воду, возвращает мальчика на
остров, выхватывая его из лодки |
Поскольку основные эпизоды и главная сюжетная линия фильма "Остров"
тесно связаны с картой России, то фильм легко находит глубокий отклик
в сердцах и душах зрителей. Тем более, что затрагиваемые в фильме темы актуальны
и для сегодняшней России: это и массовые аборты, и одиночество многих
женщин в зрелом возрасте из-за ранней смерти мужчин, и болезни детей, и психическое
нездоровье многих молодых людей, и необходимость покаяния за многие прошлые
и нынешние преступления. |
Вообще тема покаяния связана с вечным сюжетом, народным архетипом разбойника
Кудеяра, о котором поется в известной песне: |
"Жили
двенадцать разбойников
И Кудеяр-атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан...
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.
Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить.
Сам Кудеяр в монастырь пошел,
Богу и людям служить".
|
Разбойников и атамана Кудеяр можно считать антиподами
12 апостолов и Христа. 12 апостолов в астрологии
соотносятся с 12 знаками Зодиака, а Христос
- с осью вращения Зодиака. Потому атамана Кудеяра можно считать осью вращения
круга из 12 разбойников. Раскаяние Кудеяра, обращение его к Богу внушает надежду,
что и другие разбойники, оставшись без своей оси, со временем раскаются и придут
к вере. И отец Анатолий в фильме "Остров" тоже является воплощением
раскаявшегося разбойника, служащего Богу и людям. |
Почему же именно сейчас посреди засилья фильмов о бандитах на отечественном
телевидении и в кино появился и стал востребованным обществом фильм о вере,
о покаянии разбойника? Этому тоже есть астрологические предпосылки. |
Во-первых, съемки фильма проходили при транзите Юпитера,
отвечающего за веру, по натальному Плутону
в Скорпионе карты России, описывающему бандитов, разбойников, организованную
преступность. При этом транзитный Юпитер
в своем движении образовывал секстиль к натальным Урану
и Нептуну в Козероге карты России, квадрат
к транзитному Нептуну в Водолее в 5 Доме творчества. Первый аспект к
натальному Урану дал неожиданный (Уран)
интерес режиссера Павла Лунгина к теме веры (Юпитер);
второй аспект к натальному Нептуну - начало
съемок фильма (Нептун) о вере (Юпитер),
монастыре, святом (Нептун); третий аспект
к транзитному Нептуну в 5 Доме - сложности
(квадрат) творческого характера (5 Дом) при подборе актеров, в ходе киносъемок
(Нептун). |
Во-вторых, показ фильма в кинотеатрах и по телевидению прошел при нахождении
Юпитера и Плутона
в Стрельце в 3 и 4 доме карты России, соответственно. Первая планета, Юпитер,
дала расширение интереса, обращение к вере людей; вторая планета, Плутон,
- возрождение массового (н) религиозного (Стрелец) чувства у всего простого
народа (4 Дом). |
В-третьих, в это время транзитный Северный
Узел Луны, символизирующий общественные устремления, находился в
Рыбах, отвечающих за православную веру, святых. А транзитный Уран
тоже в Рыбах придал этим устремлениям неожиданный характер. Если учесть, что
транзитные Северный Узел
Луны и Уран
в Рыбах находятся в 6 доме здоровья, то такое возрождение религиозности масс
свидетельствуют и начинающемся либо грядущем исцелении духовных (Рыбы) болезней
(6 Дом) нашей страны. |
Интересен, астрологичен и сам выбор главных актеров фильма "Остров".
Так, Петр Мамонов, сыгравший отца Анатолия,
родившийся 14 апреля 1951 г. в Москве, окончил полиграфический техникум,
учился на редакторском факультете Московского полиграфического института, работал
печатником в типографии "Красный пролетарий". В 1984-95 гг. - руководитель
и вокалист сначала культовой рок-группы "Звуки Му", затем группы
"Мамонов и Алексей". Уже больше десяти лет он живет отшельником в
подмосковной деревне Ревякино. Выбирается в Москву лишь изредка, чтобы сыграть
моно-спектакль в Театре имени Станиславского, в котором работает по договору.
Мамонов в совершенстве владеет английским и норвежским языками, публиковал
свои переводы в поэтических антологиях. Снимался в фильмах "Игла",
"Такси-блюз", "Нога" и др. |
По словам самого П. Мамонова, вера к нему пришла поздно, в 45 лет, до этого
он метался, гонялся, водку пил и пр. Думаю, из этого мини-очерка о П. Мамонове
ясно, что он хорошо описывается транзитным Нептуном
(рок-музыкант, пьяница, затем верующий, православный, воцерковленный человек)
в Водолее (необычное творчество, бунтарский дух) в 5 Доме (актер, музыкант-руководитель,
творческая личность) карты России. Поскольку натальный Нептун
находится в Козероге в 4 Доме, то, став верующим (Нептун),
Мамонов, уехав в деревню, вернулся к земле (4 Дом), стал жить уединенно, по
сути, отшельником (Козерог). Натальная карта Петра Мамонова, построенная на
12:00 местного поясного времени LMT, так как точное время его рождения неизвестно,
а по сути, натальная космограмма, приведена на рис. 2. |
|
Рис.
2. Натальная карта Петра Мамонова, 14.02.1951 г., 12:00 LMT, г. Москва
|
На рис.2 из космограммы-астропортрета отчетливо читаются основные психологические
черты Петра Мамонова. Он - творческая личность, лидер и руководитель (оппозиция
Солнца в Овне и Нептуна
в Весах), действительно мятущийся, неустроенный и неприкаянный человек (Тау-квадрат
Луны в Раке, Солнца
в Овне и Нептуна в Весах), любитель выпить
(пораженные Юпитер в Рыбах и Нептун
в Весах), хороший певец (в Тельце - знаке горла и пения находятся Венера,
Меркурий и Марс).
|
Венера в Тельце Мамонова находится в точном
секстиле с Юпитером в Рыбах, что способствует
его успеху как певца, но дает и пристрастие к алкоголю, возможно, любовным
похождениям. Секстиль Урана с Меркурием
способствует писательским и переводческим талантам Мамонова, а секстиль Урана
к Марсу в Тельце придает напор и оригинальность
его песням, столь необходимые рок-музыканту. Несостоявшаяся профессия печатника,
редактора и полиграфа-издателя Петра Мамонова обусловлена наличием оппозиции
ретроградного Сатурна в Деве с Юпитером
в Рыбах, а интерес либо любовь к этим занятиям - трином Венеры
в Тельце к Сатурну и секстилем к Юпитеру. |
Обращение к вере мятущегося рок-музыканта и актера произошло при соединении
дирекционного (солнечные дуги) Урана (неожиданное)
с натальным Плутоном (преображение, трансформация)
во Льве, секстиле к натальному н (вера, православие) в Весах, происходивших
в конце 1994 г. - в начале 1996 г. Очень показателен и тот факт, что фамилия
главного актера - Мамонов - происходит от слова "мамон". А Мамон(а)
- это древнее божество богатства и наживы, в христианских церковных текстах
- символ стяжательства, жадности и чревоугодия, т.е. греховности. Слова "нельзя
одновременно служить и Богу и Мамоне" часто встречаются в наставлениях
святых отцов церкви. И участие актера П. Мамонова в фильме "Остров"
в роли святого старца является, по сути, и его отречением от грехов, символизируемых
его фамилией, что очень символично! |
|
Два других
актера, сыгравших игумена Филарета и отца Иова, Виктор
Сухоруков и Дмитрий Дюжев,
тоже не случайно попали в фильм "Остров". Транзит Юпитера
по Плутону в Скорпионе карты России
поднял тему преображения (Плутон) бандитов
и убийц (Плутон в Скорпионе) в верующих
людей. |
|
Эту фабулу символически
и отразило "преображение" данных актеров,
игравших роли бандитов и преступников в культовых фильмах "Бригада",
"Брат", в актеров, играющих не просто верующих, а монахов в фильме
"Остров". Интересно,
что в космограммах обоих актеров, и Сухорукова и Дюжева, родившихся, соответственно,
10 ноября 1951 г. в г. Орехово-Зуеве Московской области и 9 июля 1978
г. в г. Астрахани, Плутон, символизирующий
бандитов и мафию, находится в напряженных аспектах с Солнцем,
символизирующем у актеров творчество. |
|
|
Юпитер,
отвечающий за веру и церковь, у обоих актеров тоже находится в напряженных
аспектах: в оппозиции с Сатурном и Венерой
у Сухорукова, в квадрате с Плутоном
у Дюжева. Потому и роли монахов достались им разные. Сухорукову с более
мягким поражением Юпитера досталась роль мягкого по характеру настоятеля
монастыря, отца Филарета, а Дюжеву с более жестким поражением Юпитера
- роль монаха-хозяйственника, отца Иова, строго и жесткого в обращении с
братией и, по сценарию фильма, дальше отстоящего от Бога. |
|
Правда, к концу фильма отец Иов внутренне становится учеником отца Анатолия.
И стал он им, когда, заглянув в грязный ящик, понял, что отец Анатолий хочет
там лежать, и эта неизбежность и ясность смерти как-то вдруг пробила его броню,
которой он защищался от молчаливых и не высказанных упреков со стороны старца. |
|
Павел
Лунгин, режиссер-постановщик, сценарист, продюсер, родился 12
июля 1949 г. в Москве. В 1971 г. он окончил отделение математической
и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ, в 1980 г.- режиссерское
отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров. Лунгин дебютировал как
режиссер в 1990 г., поставив по собственному сценарию фильм "Такси-блюз",
удостоившийся приза за режиссуру на Каннском международном кинофестивале.
С начала 1990-х Павел Лунгин живет во Франции, однако фильмы снимает преимущественно
в России. |
|
Сравнивая сюжет первого фильма П. Лунгина "Такси-блюз" про пьяницу
и распутника саксофониста-бомжа Лешу Сильвестрова (в исполнении того же Петра
Мамонова), пьющего одеколон, и его друга таксиста Ивана Шлыкова, про жуть грязных
подворотен, сортиров, барахолок, коммуналок, подсобок, "милицейских отделений",
с сюжетом фильма "Остров", поневоле поражаешься духовным метаморфозам,
происшедшим с режиссером обоих этих фильмов. |
Обращение Лунгина как режиссера и человека к теме веры и покаяния, поднятых
в фильме "Остров", очевидно, произошло при транзите Нептуна
по его натальной Луне, находящейся в Водолее
(в возможных пределах от 8° до 21° при времени рождения от 0:00 до
24:00 12 июля 1949 г.) и попавшей в 5 Дом творчества карты России. |
По словам Павла Лунгина, фильм "Остров" был снят в новом для кино
"жанре жития" и стал для режиссера "совершенно отдельным фильмом":
если в предыдущих работах он говорил о времени перемен, социальных вопросах,
то "сейчас такое чувство, что время перемен закончилось, и обществу пора
задуматься о вечности, о грехе и совести". |
Отвечая на вопрос о причинах успеха фильма "Остров" П. Лунгин сказал:
"Мне кажется, что у людей есть огромная внутренняя
необходимость понять, что они живут не только ради материального успеха. И
кризис современной России в том числе от того, что ее очень резко, внезапно
кинули в мир потребления, отрезав абсолютно все остальные пути. Страна так
никогда не жила, и народ так никогда не жил. Всегда были споры, была борьба
идей, и вдруг оказалось, что весь верхний этаж (власти) отрезали. И стало действительно
страшно: маленькие мальчики говорят только о моделях телефонов, большие мальчики
говорят только о моделях автомобилей, взрослые мальчики говорят только о домах,
которые они купили, или купят, или хотят купить". |
Если Павел Лунгин является творцом, режиссером фильма "Остров", то
Петр Мамонов - главным лицом, "брендом" фильма. Поэтому рассмотрим,
как на рис. 3 сочетается космограмма этого актера с картой России. |
|
Рис.
3. Карта России, совмещенная с космограммой Петра Мамонова
|
Из рис. 3 видно, что ретроградный Сатурн
Мамонова находится в точном соединении с Асцендентом
в Деве, а Юпитер актера - в соединении
с Десцендентом в Рыбах карты России. И
если Сатурн в Деве у Мамонова поднимает
тему смирения, самоограничения в своих материальных запросах живущих в России
простых (Дева) людей (1 Дом карты России), то его Юпитер
в Рыбах, наоборот, расширяет духовные (Рыбы) горизонты общества (7 Дом), призывает
к милосердию, вере и покаянию. |
Нептун актера оказывается в точном соединении
с куспидом 2 Дома личных денег в Весах карты России, и это еще раз подчеркивает
тему милосердия, материальной помощи другим людям из сострадания и милосердия. |
Венера же Мамонова оказывается в 9 Доме
в Тельце и в точном полутораквадрате (орбис 0°02) с натальным Нептуном
в Козероге в 4 Доме карты России. С одной стороны, это способствует тому, чтобы
его голос (Венера в Тельце) и призывы к
возврату к традиционным для России религиозным и моральным ценностям (9 Дом)
православия (Нептун), были услышаны на
самых низах, основах (4 Дом) патриархального общества. С другой стороны, такое
положение Венеры в 9 Доме говорит, что
нынешняя идеология (9 Дом) материального потребления и получения телесных удовольствий
(Венера в Тельце) не способствует (полутораквадрат) духовности (Нептун)
народа (4 Дом). |
Уран актера из 10 Дома в Раке образует
точный квиконс (орбис 0°19) с натальной Луной
в Водолее в 5 Доме карты России. Это свидетельствует о том, что необычное (Уран)
в творчестве Мамонова, его обращение к теме патриотизма, любви к Родине, ее
традициям, в том числе и религиозным (Рак) находит необычно (Уран)
глубокий эмоциональный (Луна) отклик в
сердцах (5 Дом) и душах (Луна) простых
людей (тоже Луна). При этом эти планеты
- Уран Мамонова и Луна
России - находятся во взаимной рецепции, что усиливает их взаимное действие.
|
Интересна поведение и высказывания Петра Мамонова
на церемонии награждения премией "Золотой орел" за лучшую мужскую
роль года. Как писала пресса, актер появился на публике в замызганной шерстяной
кофте, потертых джинсах и в грязных спортивных ботинках, только что его лицо
не было вымазано сажей, как у его героя-старца. Весь облик Мамонова резко контрастировал
со светской атмосферой мероприятия и лощеными "вручателями" - режиссером
Федором Бондарчуком и актрисой Викторией
Толстогановой. Речь актера началась, как и всякая другая, с благодарностей.
Но благодарил он, в первую очередь, не академиков и родственников, как это
положено, а "Господа Бога, за то, что подал снять
такой фильм", и народ, который его "вырастил,
воспитал, кормит, одевает, обувает". |
Затем Мамонов продолжил: "Я не понимаю, почему
люди смотрят фильм "Остров" и плачут в кинотеатрах, а то, что происходит
вокруг нас, никого не волнует… А вы все играете, но эта ваша беспечная жизнь
приведет к тому, что мы все будем учить китайский язык. Мой внук наверняка
будет подсобным рабочим на нефтяной вышке, которой будет управлять китаец.
И они нам покажут религию. Они нам порядок наведут тут сразу, строго". |
Далее актер стал говорить о том, что наши люди сами должны заботиться о своей
жизни, а не власти. А то получается, по его словам, что "это
какой-то там Путин должен делать. А Путин - он маленький, худенький, че он
может? Он… он разведчик. Он там… Где мы-то с вами, где?" И
закончил Мамонов свою речь ударной фразой про аборты: "Почему
мы четыре миллиона Суворовых, Ушаковых, Лермонтовых, Пушкиных в год убиваем?
Что за беспечность такая? Девки, давайте рожайте!" |
На самом же деле от Путина как Президента РФ, от властей всех уровней в нашей
жизни зависит много. Они могут откликнуться на народное киноизъявление после
просмотра фильма "Остров" и принять какие-то меры по улучшению жизни
народа. А могут проигнорировать, оставив все без изменений. В любом случае,
по моему мнению, появление такого фильма как "Остров", несмотря на
все справедливые и несправедливые упреки в адрес его создателей, - это значительное
событие в культурной и духовной жизни страны. |
И
то, что в нем снялись бывший рок-музыкант и актеры, сыгравшие в других фильмах
бандитов, что фильм снял режиссер с репутацией отнюдь не праведника, наконец,
что фильм получил такой зрительский отклик у всех слоев населения, внушает
некоторый оптимизм и надежды, что не все еще потеряно, что не все сгорело в
душах наших людей, что Россия сможет все-таки возродиться!
Если, конечно, по примеру отца Анатолия сможет покаяться
в своих грехах и больше не грешить. А грехов в истории и царской
России, и коммунистической России, и нынешней "либерально-демократической"
России немало. Так что поле нашего общего покаяния
обширное и почти не вспаханное! |
Простите и вы, дорогие читатели, меня, если я где-то оказался излишне строг
или велеречив в своих не бесспорных суждениях! |
|
Копирование и использование
данных материалов разрешается и даже приветствуется в случае указания на наш
вэб-сайт как на источник получения информации. |