|
|
Православие
и астрология: есть ли точки соприкосновения?
|
|
Астролог,
2005, N 2, с. 54-58
|
Проблемы соотношения веры и знания в религии всегда стояли достаточно остро,
а особенно сейчас при транзите Плутона по Стрельцу, когда происходит глобальная
трансформация (Плутон) религиозных и идеологических систем (Стрелец), выявления
всего наносного, неверного в них. Наиболее остро эти вопросы стоят между религией
и астрологией, с одной стороны, и астрологией и наукой, с другой стороны. Если
представители точных наук все более и более начинают обращать внимание на астрологию,
феномены тонкого мира (Астрология, 2004, N 3, с. 2-20), то Русская
Православная церковь (РПЦ) и слышать не хочет об астрологии. |
Правда,
в мае 2004 г. РПЦ устами митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла,
председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата заявила
о позитивном отношении православной церкви к астрологии как науке, считая,
что светила и планеты влияют на земные дела, и потому возможны предсказания
погоды, урожая, других феноменов, но только не судеб людей. |
Однако
в целом РПЦ и ее священнослужители на местах по-прежнему астрологию не приемлют,
считая ее одним из видов гадания, волхования, чародейства, оккультизма. Такое
отношение РПЦ к астрологии обусловлено, в том числе, и астрологическими факторами.
Так, в карте декларации независимости России (12.06.1990 г., 9:45 GMT, г. Москва)
Юпитер (церковь, официальная вера) в 16°
Рака из 10-го дома образует оппозицию к соединению Урана
(астрология) и Нептуна (мистика, духовность),
расположенным соответственно в 9° и 14° Козерога в 4-м доме. |
Судя
по этой конфигурации, РПЦ как носитель официальной, почти государственной религии
противостоит не только астрологии, но всяким мистическим течениям и направлениям
как в своем лоне, так и в других религиозных системах России. Отсюда одна из
проблем нашей страны - несмотря, казалось бы, на внешний подъем, восстановление
статуса церкви в обществе и государстве (экзальтирующий в Раке Юпитер в 10-м
доме) истинного духовного подъема в стране не только нет, но и наблюдается
явное духовное обнищание народа (Нептун
в знаке своего падения Козероге в 4-м доме - основ бытия государства). |
Если
же обратиться к Библии и святоотеческой
литературе, то там много примеров совсем иного отношения к астрологии. |
Так, в первой книге Ветхого Завета Бытие
(гл. 1, ст. 14) при описании четвертого дня творения говорится: И сказал
Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для
знамений, и времен, и дней, и годов. Небесные знамения - это указание
на астрологические феномены. |
Еще более
прямое указание на астрологию содержится в Коране, где в сурах 10 Йунус
и 16 Пчелы говорится, что Аллах создал Солнце, Луну и звезды и
распределил их по стоянкам (т.е. знакам Зодиака), чтобы люди знающие и богобоязненные
могли читать его знамения.
|
В
учительной книге Ветхого Завета - книге Иова
(гл. 38, ст. 31-33) Господь говорит дерзнувшему судиться с ним после выпавших
на его долю несчастий Иове: Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить
узлы Кесиль? Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми?
Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?.
|
Эти
слова Бога о господстве на земле уставов неба явно имеют астрологическую направленность,
являются, по сути, наказом изучать небесные законы-уставы и следовать им в
своей земной жизни. Хима , Кесиль, Ас по Толковой
Библии - это еврейские названия созвездий Плеяд, Ориона и Большой Медведицы,
соответственно. Вероятно, эти созвездия были сильно акцентированы в натальной
карте Иова и с ними были связаны его жизненные невзгоды и беды во время испытаний
в твердости веры. Потому Господь, очевидно, и говорит об этих созвездиях, умении
вычислять и определять их влияние на судьбу Иова. |
В
Новом Завете (Мт. II, 1-12) основным эпизодом,
связанным с астрологией, является приход с дарами (золотом, ладаном и смирной)
к Младенцу Иисусу трех волхов (астрологов), ведомых звездой на востоке. |
|
Астрологические символы
четырех фиксированных знаков Зодиака - Тельца, Льва, Орла
(или Скорпиона), Водолея, соответствующих четырем евангелистам Луке,
Марку, Иоанну, Матвею, широко представлены в убранстве
церкви: в настенной и потолочной росписи. На иконе Неопалимая
купинa Дева Мария с Младенцем Иисусом изображена в окружении
12 ангелов, символизирующих 12 знаков Зодиака. На ней же присутствуют знаки
фиксированного креста - Телец, Лев, Орел (Скорпион), Водолей.
В творении одного
из отцов церкви святого Иоанна Дамаскина
"Точное изложение православной веры", написанном более тысячи
лет назад, в главах 20 "О небе" и 21 "О свете, огне,
светилах, как солнце, так луне, так и звездах" излагаются основы
астрологии, сведения о знаках Зодиака и видимых планетах. Правда, при этом
подчеркивается, что звезды являются лишь предзнаменованиями, но не причинами
каких-то событий в жизни человека, ибо он наделен разумом и свободной волей.
|
|
В
отличие от православия другие религии - ислам, буддизм, индуизм
и даже католицизм относятся к астрологии более терпимо, хотя и в них
зачастую подчеркивается, что главное в судьбе человека Воля и Милость Божья.
Но и современная астрология тоже согласна с этим. Однако, чтобы правильно приложить
свою свободную волю, дарованную Богом, человек должен знать план своей жизни,
который уготован ему Богом и начертан на Небесах, и проявлять свою волю в согласии
с Волей Божъей. |
Кроме
того, астрология говорит, что жизнь человека и события в ней зависят от уровня
развития человека, его души. Чем более духовно развит человек, тем меньше непосредственно
сказываются на его жизни планетарные влияния, но, тем не менее, они - эти влияния
остаются.
Примером могут служить и сами священнослужители церкви, ее святые, особенно
недавно жившие и канонизированные в последнее время, мирские биографии которых
достаточно полно документированы и освещены, что облегчает построение и толкование
их натальных карт. В жизни святых и праведников тоже прослеживается влияние
астрологических факторов, больше в мирской, меньше в духовной сфере. |
Вопрос об отношении астрологии и религии в целом, астрологии и православия,
в частности, можно рассмотреть и с сугубо астрологических позиций. За астрологию,
как известно, отвечает Уран. Он же отвечает
и за пророков, озарение, просветление. За веру, религию отвечает Юпитер,
за религиозный закон - Сатурн, а за духовность,
мистику - Нептун. Другая высшая планета
Плутон отвечает за магию во всех ее проявлениях,
в том числе и за сакральную магию, магию церковных обрядов. В различных религиях
и религиозных учениях все эти факторы и их астрологические символы представлены
по-разному, в разных комбинациях и сочетаниях. |
Так,
в католицизме и, особенно, в иудаизме сильно влияние Сатурна,
в исламе и буддизме (особенно дзен-буддизме) - Урана,
в православии - Нептуна. Скорее
всего, именно из-за сильного влияния Нептуна
в православии в настоящее время нет скрытого, тайного, эзотерического мистического
учения. Зачем оно, если все православное учение и так пронизано, наполнено
мистикой? В других религиозных системах, например в исламе, буддизме и даосизме,
существуют такие скрытые, тайные учения, которые открываются лишь прошедшим
посвящение, инициацию того или иного вида. В раннем христианстве тоже существовали
тайные учения и мистерии |
С
учетом расположения планет в Солнечной системе степень даваемого проникновения
за границы видимого мира, символизируемого Сатурном, такова: вначале идут астрология,
пророчества и откровения (Божественный Ум - Уран), затем более глубокий уровень
- мистика, медитация, транс (Божественная Любовь - Нептун), наконец, на самом
глубинном уровне - магия (Божественная Воля - Плутон). |
Именно
сильное преобладание Нептунианских качеств позволяет православным верующим
считать, что астрология им не нужна, поскольку они гораздо дальше пошли по
пути познания Бога. Действительно, в таком мнении есть определенный резон,
так как астрология по натальной карте человека не может ничего сказать об уровне
развития его души, а значит, и дать правильную трактовку лишь по самой натальной
карте. Астролог может судить о духовном развитии человека только при непосредственном
контакте, общении с ним, используя свои отнюдь не уранические, а нептунианские
качества, в первую очередь, интуицию, эмпатию и психологическое проникновение,
растворение в этом человеке. Для этого и сам астролог должен быть достаточно
развитым человеком, ибо он не сможет понять проблемы человека, стоящего выше
его на духовной стезе. Не даром говорится, что понять в полной мере проблемы
святого может только другой святой. |
Тем
не менее, и для верующего православного человека астрология может дать более
глубокое понимание своей жизни как мирской, так и духовной. Ведь астрология
- это окно в Божественный мир, глядя в которое можно увидеть, где ты находишься,
какова "погода" вокруг тебя, понять свое предназначение в этом мире,
насколько ты преуспел в его реализации. И астрология нисколько не мешает человеку
верить в Бога, развиваться и становиться лучше. Неслучайно многие астрологи
именно через свою науку и пришли к более глубокому пониманию Божественности
этого мира, к вере. |
Вместе
с тем астрологию и православие разделяют такие вопросы, как существование реинкарнации
и кармы. Без этих понятий астрология просто лишается своего базиса и смысла.
В Библии есть несколько мест, из которых
вытекает, что Иисус Христос и его ученики знали о переселение душ (эпизоды
с исцелением слепорожденного мальчика и усекновением головы Иоанна Крестителя,
слова Иисуса после Преображения на горе Фаворской о том, что Иоанн
Креститель и есть пророк Илия, которому должно было прийти в мир и пострадать). |
Ранняя
христианская церковь также не отвергала реинкарнацию и карму: лишь на VI Вселенском
(Констатинопольском) Соборе в 681 году н.э. догмат о перевоплощении души был
исключен из учения церкви с целью ускорения духовного развития человека. Нужно
за одну жизнь, за одно воплощение души достичь святости, совершенства и даже
подобия Богу. "Будьте совершены, как совершенен Отец Ваш Небесный"
- учил Христос (Мт. V, 48). Но, поскольку такое быстрое развитие невозможно
для подавляющего числа людей, то, к сожалению, результат получился иной. Если
"однова живем", то, с точки зрения простого маловерующего человека,
особенно в нынешней России, нужно торопиться успеть в этой одной жизни получить
все материальные блага, испытать все удовольствия, предаться всем порокам для
ощущения полноты земной жизни. И для достижения этого можно нарушить не только
человеческие, но и Божественные законы. |
Впрочем,
оставим разногласия православия и астрологии и попытаемся найти что-то общее,
точки их соприкосновения. Наиболее хорошо это удалось Шаровой Т.Ю. в
ее книгах "Астрология и святые покровители"
(т. 1) и "Тайна святого покровительства"
( т. 2), изданных в изд-ве "Велигор" в серии "Православная астрология"
(какое удивительно словосочетание!) в 1999 г. |
В
соответствии с этими книгами, каждый православный человек имеет своих особых
покровителей - святых, которые прославляются РПЦ в те дни, когда транзитное
Солнце проходит по планетам натальной карты этого человека. Именно в эти дни
молитвы к этим святым данного человека лучше всего доходят до святых, и эти
молитве чаще получают ответ Неба. Каждый из святых отвечает за определенную
сферу мирской и духовной жизни и именно в них он наиболее действенно помогает
просящему человеку. Как раз в т. 2 "Тайна святого покровительства"
Шаровой Т.Ю. и перечислены все Святые Покровители
по годовому кругу и сферы их покровительства: традиционно-православная, медицинская
и бытовая. |
Взяв
на вооружение изложенные выше идеи, я стал использовать их в своей астрологической
практике. Во-первых, я сам обнаружил, что молитвы моим Святым Покровителям
в дни их прославления РПЦ действительно получают очень сильный отклик и оставляют
свой след очень долгое время. Во-вторых, у людей, лишь поверхностно включенных
в религиозную жизнь, отклик их Святых Покровителей весьма слаб: они вроде недоумевают,
кто это к ним обращается и зачем? У действительно верующих устанавливается
тесный контакт со своими Святыми Покровителями. Даже сами эти Святые у них
неслучайны, а тоже астрологически обусловлены. В качестве примера (весьма яркого)
из своей практики приведу врача Л., натальная карта которой приведена
на рис. 2. |
|
Рис.
2. Натальная карта Л. , 26.01.1948, 00:01 GMT, 96.31E, 56:12 N
|
Л.
является врачом акушером -гинекологом высшей категории, признанным специалистом
в своем городе, с которым не гнушаются советоваться профессора медицинской
академии. Особо впечатляющи результаты у Л. при лечении женского бесплодия.
Зачастую врачи других женских консультаций в самых тяжелых случаях говорят
своим пациенткам "Вам может помочь только врач. Л." |
У
Л. явно выраженные экстрасенсорные способности: часто она "видит"
причину болезни и ставит диагноз, как только женщина переступит порог ее кабинета.
Кроме того, Л. хорошо гадает на картах Таро, лечит своих пациенток нетрадиционными
способами. У нее "золотые руки" хирурга, потому у больных практически
нет осложнений при проведении хирургических манипуляций. В своей работе Л.
использует астрологические знания при выборе времени хирургических манипуляций,
уточнении диагноза и выборе стратегии лечения женщин. У Л. бывают "вещие
сны". В церкви она чувствует благодать, идущую от икон, как обычных, так
особенно и чудотворных. Кроме того, все лечащиеся женщины отмечают у Л. душевную
чуткость и любовь к своим пациентам. Многие из-за этого, побывав у нее на приеме
один раз, приезжают к ней на прием даже из других регионов, других стран. |
Каковы
же астрологические факторы таких достаточно уникальных способностей Л. Прежде
всего 10-й дом (цели в жизни) Л. находится в Скорпионе (половые органы, гинекология),
в нем расположены Южный Узел Луны (способности
из прошлых жизней) и Хирон (особый талант
целителя). Кстати, у видных врачей специалистов в той или иной области медицины
зачастую очень сильно выделен именно Хирон.
Например, у врачей акушеров и психотерапевтов Хирон
находится в Раке (материнство, подсознание). |
Марс
в Деве и в 8-м доме дает талант микрохирурга в гинекологии. Венера
в Рыбах дает Л. душевную чуткость, способности к мягкой психотерапии,
лечение других людей своею любовью. Нептун, находящийся
на грани 8-го и 9-го домов, дает экстрасенсорные способности как в делах 8-го
дома (гинекология, сексуальные проблемы, связь с миром умерших), так
и 9-го (пророческие сны, вера). Уран в
6-м доме дает Л. применение нетрадиционных и необычных методов лечения в своей
работе. Положение Юпитера в Стрельце
в 12-м доме дают Л. глубокую, непоказную веру, тягу к посещению монастырей
и скрытую поддержку со сторон видных чиновников. |
Казалось бы такого прочтения натальной карты Л. достаточно для понимания ее
жизни. Однако использование метода Шаровой Т.Ю. дает дополнительную информацию,
позволяющую более глубоко проникнуть в судьбу и предназначение Л. |
В
таблице приведены сведения о наиболее значимых Святых Покровителях Л. как врача. |
|
Астрофактор
|
Дата
|
Святой
Покровитель
|
Сфера
покровительства Святого
|
|
|
|
|
|
|
Асцендент
|
22.12
|
Зачатие
прав. Анною Пресвятой Богородицы
|
Покровительство
матерей во время их чревоношения, исцеление бесплодия
|
|
Уран
в 6-м доме
|
14.06
|
Прп.
Агапит Печерский, врач безмездный (Ближние Пещеры)
|
Покровитель
врачей, покровитель фитотерапии, целитель травами, помощь в
уходе за больными
|
|
Плутон
в 7-м доме
|
07.08
|
Прав.
Анна, матерь Пресвятой Богородицы
|
Покровительство
беременным, исцеление бесплодия, помощь
в воспитании детей.
|
|
Марс
в 8-м доме
|
29.08
|
Мч.
Диомид врач
|
Дар
врачевания, покровитель
врачей
|
|
Нептун
в 8-м доме
|
06.10
|
Зачатие
Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
|
Исцеление
бесплодия, благополучное вынашивание беременности, защита матерей
во время их чревоношения
|
|
Как видно из таблицы, три астрологических фактора Л. - Асцендент,
Плутон и Нептун
- связаны со Святыми Покровителями, напрямую покровительствующими исцелению
бесплодия, вынашиванию беременности. В результате Л. одним своим видом
(Асцендент) уже оказывает благотворное,
лечебное действие на женщин, страдающих бесплодием. Плутон,
который отвечает за секс, зачатие и роды, позволяет ей общаться с пациентками
на равных (7-й дом), доступно объясняя им все тонкие детали генетики (Плутон)
и эндокринологии (Нептун), влияющими на
бесплодие и невынашивание беременности. Нептун
в 8-м доме дает Л. тонкую интуицию, предвидение развития беременности, даже
точного срока родов. |
Две
планеты Уран и Марс
связаны со Святыми - покровителями врачей. Причем Уран
в Близнецах в 6-м доме (Мч. Диомид) позволяет
Л. мысленно (Близнецы) провидеть (Уран)
причины болезней (6-й дом) женщин. Зачастую Л. назначает своим пациенткам УЗИ
(тоже Уран) с одной целью - чтобы они убедились
в ее диагнозе, поставленном даже без обследования женщины. Марс
в Деве в 8-м доме дает талант хирурга в области гинекологии, и все это тоже
под покровительством Святого Прп. Агапита
Печерского, самого бывшего врачом. |
Таким
образом, рассмотрение влияния покровительства Святых на жизнь Л. наглядно показывает,
что астрология и православие в лице ее святых прекрасно сочетаются друг с другом.
Возможно, подобные примеры, коих только в моей практике не мало, позволят РПЦ
более терпимо относиться к астрологии, раз уж сами ее святые оказывают помощь
людям в соответствии с астрологическими факторами их натальных карт. |
Но,
скорее всего, такое произойдет в ином российском государстве, поскольку карта
нынешней России отвергает подобную возможность. Но такое признание - уже дело
РПЦ, а не самой астрологии. |
|
Копирование и использование
данных материалов разрешается и даже приветствуется в случае указания на наш
вэб-сайт как на источник получения информации. |