Астрология в Красноярске

О трудной судьбе Александра Чижевского
и его творческого наследия

На главную страницу
Буралков А.А.

1. Новое прочтение натальной карты А.Л. Чижевского.
2. Галилео Галилей в жизни Александра Чижевского.
3. Эдмунд Галлей и его комета в жизни Александра Чижевского.
4. Калужские исследователи творчества А.Л. Чижевского.
5. А.Л. Чижевский на астрокарте России.

О ты, узревший солнечные пятна
С великолепной дерзостью своей –
Не ведал ты, как будут мне понятны
И близки твои скорби, Галилей!

 А. Чижевский

4. Калужские исследователи творчества А.Л. Чижевского.
4.1. Елена Прасолова. Основные сведения о ней почерпнуты из книги  Прасолов И.И., Никифоров К.Г.  Елена Лазаревна Прасолова. – Калуга: Изд-во КГПУ, 2010. – 95 с.  Согласно ней, Елена Забаро (в замужестве Прасолова) родилась 26 мая 1946 года в поселке совхоза Скреблово Лужского района Ленинградской области в семье агронома Лазаря Соломоновича Забаро и работницы совхоза Анны Алексеевны Фроловой. Лене не было и двух лет, когда умер ее отец, болевший туберкулезом. Овдовевшая мать с дочерью переехала в город Алексин Тульской области, где жила ее сестра Татьяна. Там мать устроилась на работу в «Химкомбинат», ей выделили комнату в коммунальной квартире, куда вскоре переехала и бабушка Лены, воспитывавшая ее.
В 1953 году Лена пошла в первый класс Алексинской школы № 1. Училась Лена на отлично, была лучшей ученицей и заводилой не только в классе, но и в школе. Посещала хореографический кружок, стала одной из лучших танцовщиц города. В седьмом классе Лену как лучшую ученицу отправили в лагерь «Артек» на Черном море.
Летом 1964 года Лена Забаро поступала на приборостроительный факультет МВТУ им. Баумана в Москве. Экзамены сдала, но не добрала одного балла. Вернулась в Алексин и по совету одноклассницы написала заявление о приеме на первый курс физико-математического факультета Калужского пединститута и была зачислена туда по результатам экзаменов в МВТУ.
По отзывам преподавателей, училась Лена Забаро хорошо, отличалась «особой культурой и тактом», выступала в художественной самодеятельности, превосходно танцевала, занималась в фотокружке, участвовала в научно-исследовательской работе.
В 1968 году она окончила пединститут и была направлена на работу в родной город Алексин, где стала учителем физики в школе № 11. Летом 1968 года Лена вышла замуж за однокурсника, отличника Ивана Прасолова. В 1968 году она поступила в заочную аспирантуру по педагогике НИИ художественного воспитания АПН СССР. В мае 1970 после рождения сына Е.Л. Прасолова вернулась в Калугу, где устроилась на работу учителя физики в школе № 14 и руководителя педагогической практикой студентов пединститута. В начале 1975 она стала ассистентом кафедры педагогики и психологии родного пединститута.

Профессор  Е.Л. Прасолова
  3 июня 1975 года Прасолова в Москве в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР защитила кандидатскую диссертацию на тему «Эстетическое воспитание учащихся в процессе научно-познавательной деятельности (при изучении основ физики)».
В начале 1977 года Прасолова была избрана на должность старшего преподавателя кафедры педагогики, а в середине 1979 переведена на кафедру педагогики и младшего образования, где в 1982 году стала доцентом. На этой кафедре Прасолова стала заниматься темой «Эстетическое воспитание младших школьников», опубликовала по ней несколько книг.
С открытием в 1972 году в Калуге мемориальной доски на доме, где жил А.Л. Чижевский, началось приобщение Прасоловой к изучению жизни и творчества ученого, что во многом определило и ее жизненный путь. Она стала вести работу в студенческом педагогическом кружке, где разрабатывались методы эстетической подготовки студентов с использованием научно-художественного наследия Чижевского. В 1988 году на волне перестройки у Елены Лазаревны возникла идея создать кабинет-музей Чижевского в родном пединституте и началась работа по сбору материалов – книг, документов, фотографий, картин, оформление экспозиции. 18 марта 1989 года состоялось торжественное открытие кабинета-музея Чижевского в КГПИ, на котором присутствовал ряд именитых гостей, знавших и работавших с ученым  –  Безъязычный В.И., Городилова В.В., Лившиц М.И., Мачабели М.С., а также пропагандист творчества и сотрудник КГБ Голованов Л.В., летчик-космонавт СССР Севастьянов В.И.
Музейная экспозиция в КГПИ быстро пополнялась. Появились экспонаты начала ХХ века, отражавшие духовную атмосферу становления личности будущего ученого: напольные часы, стулья, письменные столы, физические приборы (амперметр, гальванометр, небесная сфера), астрономические атласы и учебники, телескоп. В работу включились студенты пединститута.
На основе работы в архивах в Калуге, Москве, Тамбове помощниц Прасоловой – студенток Еленой Абрамовой (Белоноговой) и Ольгой Панферовой (Сёмочкиной) были открыты малоизвестные страницы Чижевского, опубликованы документы: сведения о родословной рода Чижевских, описание их родового герба, справка о результатах испытаний Чижевского перед поступлением в Калужское реальное училище и документы о его учебе, справка о служебном стаже Чижевского за 1917-1936 годы, письма отца с фронтов Первой мировой войны, неизвестные стихотворения.
За годы существования кабинет-музей Чижевского в пединституте посетили многие люди, оставившие свои восторженные отзывы об экспозиции и ее составителе, директоре Прасоловой Е.Л.
В июне 1992 года Прасолова перешла доцентом на кафедру общей физики пединститута, где трудилась до конца жизни. В 1993 году, основываясь на собранных в музее Чижевского материалах, она опубликовала литературно-драматическую композицию «Жить гению в цепях не надлежит», сразу же поставленную на сцене калужского народного театра. В 1997 году Прасолова приняла активнейшее участие в подготовке и праздновании 100-летия со дня рождения А.Л. Чижевского.
В 2000 году Прасоловой на основе многолетних исследований научно-культурного наследия Чижевского был подготовлен и издан сборник научных трудов «Чижевский и образование», авторами которых стало более двух десятков энтузиастов-единомышленников ученого – профессора вузов, биографы, краеведы, художники, музыканты, поэты, педагоги.  Научные исследования этого периода легли в основу докторской диссертации Прасоловой на тему: «Теоретико-методологические основы информационного обеспечения профессиональной подготовки будущего учителя в вариативном образовании», которую она защитила 28 марта 2001 года в Калужском педуниверситете (КГПУ).
Сразу после защиты Прасолова перешла на работу в Москву профессором кафедры социальной педагогики Российского государственного социального университета, где проработала пять лет, оставаясь на полставки профессором в родном КГПУ. Каждую неделю она выезжала в столицу и возвращалась в конце недели домой. Она занималась подготовкой аспирантов, различных конференций. Ее награждали различными премиями.
В 2006 году Прасолова завершила «московский этап» и окончательно перешла работать в КГПУ профессором кафедры общей физики, а затем профессором кафедры педагогики. 
23 января 2009 года после тяжелой болезни Елена Лазаревна Прасолова ушла из жизни. Но остались ее ученики и ученицы, продолжатели ее главного дела – исследования научно-творческого наследия А.Л. Чижевского.
В синастрии натальной карты Чижевского А.Л. с натальной картой Прасоловой Е.Л., построенной на 04:09 LMT (01:09 GMT) 26 мая 1946 года для координат поселка Скреблово (58°36'05.42" N; 29°52'56.88" E) Ленинградской области, выделяется Большой трин, созданный: а) Марсом (деятельность, работа) и Нептуном (тайны, секреты, искусство) Чижевского в 14°20 и 17°36 Близнецов в 4 Доме предков, истории, архивов, Ураном (неожиданности, астрономы, открытия) Прасоловой в 16°44 Близнецов; б) Хироном (странности, двойственности, Учительство) и Юпитером (вера, мораль, масштабность, высшее образование, успешность) Прасоловой в 15°12 и 18°02 художественных и эстетических Весов на куспиде 8 Дома смерти и жизни после смерти Чижевского в 17°30 Весов; в) Северным Узлом Луны (новые задачи в текущем воплощении), Солнцем (творчество) и астероидом Tsiolkovskaja (Циолковский) Чижевского в 15°15,18°54 и 19°58 Водолея, натальным астероидом Icarus Прасоловой в 22°56 Водолея.
Луна (эмоции, женские качества, дети) Прасоловой в 27°44 интуитивных Рыб в 1 Доме личности Чижевского образовала трин к «научно-творческим» Урану и Сатурну Чижевского в 28°47 и 29°59 Скорпиона в 9 Доме мировоззрения, идеалов высоких стремлений.  Секстиль Плутона (рок, спецслужбы, воскрешение из небытия) Прасоловой в 9°41 Льва в 6 Доме работы ученого с IC (предки, история, архивы) и Плутоном Чижевского в 11°35 и 11°47 Близнецов помогали Прасоловой в работе с архивными и историческими документами о жизни и творчестве Чижевского в чем ей помогали и ее ученицы-помощницы.. 

4.2. Ольга Сёмочкина. Одной из учениц Прасоловой Е.Л. является Ольга Панфёрова (в замужестве Сёмочкина), которая родилась 20 марта 1970 г. в г. Калуге.  В 1977-1987 гг. обучалась в средней школе № 6, при этом в 1978-82 гг. посещала детскую художественную школу.
После окончания средней школы Ольга поступила в Калужский педагогический институт им. К.Э.Циолковского на физико-математический факультет. Будучи студенткой IV курса, стала активно заниматься изучением жизни и творчества А.Л.Чижевского под руководством Прасоловой Е.Л.

Сёмочкина О.В.
  В 1992 г. Панфёрова окончила с отличием пединститут и начала работать учителем математики в средней школе № 36. С 1993 по 1996 гг. была учителем информатики в средней школе № 11 г. Калуги. С 1995 г. работала методистом в Областном информационно-педагогическом и аналитическом центре  при Департаменте образования и науки.
В 1994 г. поступила в заочную аспирантуру КГПИ и стала соискателем кафедры педагогики. Участвовала в научных и краеведческих конференциях с докладами на темы, посвященные разработке наследия Чижевского, руководила научной работой студентов КГПИ и школьников. Неоднократно становилась лауреатом Чтений памяти А.Л.Чижевского (1993-1997 г.).
В 1999 г. приняла активное участие в разработке проекта «Педагогический потенциал научно-культурного наследия А.Л.Чижевского», получившего грант в области гуманитарных наук.
Сёмочкина О.В. первой из калужан в 1991 г. познакомилась с документами, хранящимися в Архиве Академии наук, которые изучала, соотнося их с документами из других архивов (Москва: Центральный исторический и Центральный муниципальный архивы г. Москвы, отдел рукописей Российской государственной библиотеки, музей Военной Академии ракетных войск стратегического назначения; Калуга: Государственный архив Калужской области, областной краеведческий музей, Государственный музей истории космонавтики).
В 1996 г. она обнаружила герб рода Чижевских; документы А.Л. Чижевского, хранящиеся в архивах Московского коммерческого и Московского археологического институтов; документы, связанные с его деятельностью при строительстве Дворца Советов; документы отца ученого.
Позднее Семочкиной О.В. были найдены документы по дому Чижевских, письма Леонида Васильевича Чижевского с фронта Первой мировой войны, результаты выпускных экзаменов Александра в Шахмогоновском училище, публикации А.Л.Чижевского в «Калужском курьере». При посредничестве Сёмочкиной начальником музея истории Военной Академии ракетных войск стратегического назначения Угловым В.И. в Государственный музей истории космонавтики были переданы документы отца ученого, Леонида Васильевича, и ксерокопии его писем с фронта Первой мировой войны (1914-1917 г.).  
Найденные документы позволили уточнить отдельные моменты биографии ученого и членов его семьи, а также конкретизировали некоторые периоды его жизни (1915-1917 г., 1939-1941 г., 1958-1962 г.). С некоторыми находками Сёмочкиной связаны события мистического характера (документы сами «шли ей в руки», судьба сводила с нужными людьми), часто ей в этом помогала интуиция.
Отдельные из этих документов пополнили фонд Музея истории космонавтики, экспонировались на выставке, посвященной 100-летию со дня рождения ученого в Музее космонавтики в 1997 г., и в будущем доме-музее ученого (герб, студенческие документы), а также вошли в ряд публикаций («А.Л.Чижевский: Автобиография в фотографиях и документах». – Калуга, 2004; Сборник избранных трудов научных молодежных Чтений памяти А.Л. Чижевского. – Калуга, 1996 (вып. 1); 2002 (вып. 2).
23 марта 2000 г. Сёмочкина защитила кандидатскую диссертацию по теме «Подготовка будущих учителей к использованию научно-культурного наследия А.Л. Чижевского в учебно-воспитательном процессе». По результатам диссертации в 2002 г. она в соавторстве с Прасоловой Е.Л. издала книгу «Уроки Чижевского.
18 декабря 2003 года у Сёмочкиной родился сын Николай.

  Семочкина О.В. располагает материалами и экспонатами для биографической выставки и экспозиции об ученом по следующим разделам: «Родословная Чижевских», «Изобретательская деятельность Леонида Васильевича Чижевского», «Аэроионификация Дворца Советов» (1938-1941 г.), «Борьба за аэроионификацию» (1936 г.), «Работа А.Л.Чижевского в Союзсантехнике» (1958-1961 г.) и отдельными материалами по родословной Н.В. Чижевской-Энгельгардт, истории дома Чижевских, а также документами о реконструкции 1-го этажа этого дома. Большинство документов не находилась ранее, а некоторые не находятся и в настоящее время, в научно-исследовательском обороте и поэтому представляют интерес как для дома-музея ученого, так и для его посетителей.
Семочкина О.В. также располагает сведениями о нахождении в частных коллекциях неизвестных ранее вещей и картин ученого, сведениями об архивах, где могут храниться неизученные ранее документы о А.Л.Чижевском и членах его семьи. (http://люстрачижевского.рф/LC/Dopoln/Sem/Sem.html)
Сёмочкина является заведующей музеем А.Л.Чижевского в Калужском государственном университете им. Циолковского, созданного Прасоловой Е.Л.
В 2013 году Сёмочкина вместе с известным исследователем творчества Чижевского, автора нескольких книг о нем, Виктором Ягодинским, стала составителем сборника стихов ученого: Чижевский А.Л. – М.: НексМедиа; М.: ИД Комсомольская правда, 2013. – 238 с. – (Серия «Великие поэты»).
У Сёмочкиной очень непростая и сложная жизнь. Эти сложности Сёмочкиной обусловлены ее отношениями с другими исследователями жизни и творчества Чижевского, а также отношением к нему в России.
В синастрии натальной карты Чижевского А.Л. с натальной картой Сёмочкиной О.В., построенной на 11:40 LMT (7:40 GMT) 20 марта 1970 г. для г. Калуги, выделяется соединение ее ретроградного (связь с прошлым) Нептуна (тайны, секреты, мистика, интуиция, высокие идеалы, психика) в 0°49 устремленного ввысь пылкого Стрельца в ее 5 Доме творчества, любви, детей, воспитания молодежи и музеев с Ураном (новации, изобретательство, открытия, электричество, Космос, астрономия, неожиданности, кардинальные перемены) и Сатурном (ограничения, препятствия, лишения, беды) Чижевского в 28°47 и 29°59 знака смерти и интенсивных страстей Скорпиона в 9 Доме мировоззрения, идеалов и высоких стремлений. Это объясняет глубокую погруженность (Нептун) Сёмочкиной в творчество (Уран) и жизненные трудности (Сатурн) ученого, ее успешные поиски документов архивах (Сатурн), интуитивные прозрения (Нептун) относительно дат и мест событий в его жизни, участие в создании и работе кабинета-музея Чижевского (Стрелец, ее 5 Дом) в пединституте, разработка методических материалов по воспитанию школьников и студентов (Стрелец, ее 5 Дом) на примере жизни и творчестве Чижевского (его Уран и Сатурн).
Успехи Сёмочкиной в поисках сокрытых в архивах документов о коллегах, супругах, партнерах, явных врагах Чижевского связаны с соединением ее Десцендента (широкая публика, супруги, партнеры, явные враги) и астероида Chizhevskij (Чижевский) в 17°25 и18°06 Козерога с куспидом 12 Дома тайн, изоляции, заключения в 16°50 Козерога, а также с соединением Асцендента (внешние проявления, самовыражение) в 17°25 Рака с куспидом 6 Дома работы Чижевского в 16°50 Рака.
На глубинные связи оккультного характера Сёмочкиной с Александром Чижевским и его открытиями указывает соединение ее Плутона (рок, глубины психики, смерть и воскрешение, оккультизм) в 25°58 Девы  с именными астероидами Alexandra (Александр) и Chizhevskij (Чижевский) ученого в 21°28 и 22°27 Девы в 7 Доме широкой публики и явных врагов, секстиль с астероидом Urania (Урания – муза астрономии и астрологии), Ураном (новое, неожиданное, революционное, небесное, космическое, астрономия,  электричество, ракеты) и Сатурном (ограничения, препятствия, концентрация, мудрость, ответственность, математика, земные формы, старина, беды, лишения) в 23°51, 28°47 и 29°59 Скорпиона в 9 Доме мировоззрения, философии, высшего образования, академических исследований, дальних стран и устремлений, трин с Меркурием (мысли, суждения, высказывания, статьи) и астероидом Icarus (Икар – падение с высоты) Чижевского в 24°47 и 27°50 Козерога.
Об определенных сложностях в жизни Сёмочкиной из-за исследований творчества Чижевского, его дружбы с Циолковским в различных столичных учреждениях говорят квадрат ее астероида Olga в 9 Доме с Солнцем (творчество) и астероидом Tsiolkovskaja (Циолковский) Чижевского в 18°54 и 19°58 Водолея в 1 Доме самовыражения, квадрат с его астероидом Moskva (Москва) в 20°07 Льва в 7 Доме широкой публики и явных врагов, создавшие Тау-квадрат, а также квадрат ее астероида Urania в 21°07 Стрельца в 10 Доме целей в жизни и карьеры ученого с его именными астероидами Alexandra (Александр) и Chizhevskij (Чижевский) ученого в 21°28 и 22°27 Девы в 7 Доме.
Ныне в музеях Калуги идет непростая борьба за главенство и первенство в эксплуатации имени Александра Чижевского, за права контролировать исследования и публикации о наследии великого ученого. В частности, директор дома-музея Чижевского при Калужском государственном музее космонавтики Людмила Энгельгардт и руководитель Регионального благотворительного общественного фонда  поддержки и пропаганды отечественного научного наследия А.Л. Чижевского «Гелиос» Александр Голованов стараются ограничить круг проблем и тех людей, которые, по их личному мнению, могут заниматься Чижевским, считая, что наследие ученого принадлежит чуть ли не только им.
[С этим столкнулся и автор книги, когда в 2008 году пытался связаться с Энгельгардт и руководством фондом «Гелиос» для получения каких-либо дополнительных сведений о жизни Чижевского, не упомянутых в книгах и статьях о нем. Все электронные и почтовые письма автора тогда остались без ответа.]
Кроме того, Калуге рядом лиц распространяются идеи, что Чижевский пытался использовать свое знакомство с Циолковским для поднятия своего научного авторитета, что Чижевский неважный художник и поэт, что его научные труды малопонятны и не очень важны для сегодняшнего дня.
Если в живописи и поэзии автор не является специалистом и даже ценителем, а потому не может авторитетно судить о творческом наследии Чижевского, то о значимости научных трудов Чижевского по исследованию солнечно-земных связей говорит его прижизненное действительное членство в ряде Академий наук стран Европы и Америки, почетное членство в научных обществ всего мира. Его труды безусловно, даже в наше время впечатляют своей масштабностью и широтой охвата материала. Даже сейчас, в век всепроникающего и всезнающего Интернета и наличия компьютерных программ математической статистики собрать, обработать и осмыслить статистический материал, использованный Чижевским, крайне трудно, не говоря уж про 1917-1919 годы, годы хаоса в России из-за революций и гражданской войны.
И здесь уместны слова стихотворения Чижевского  «К портрету» 1935 года:
  В любой стране он был бы академик
И лаврами его сияла б грудь;
У нас – предмет бессмысленных полемик.
Кто он? Что он? – Неразбериха, муть.
 
Одни его считают за провидца,
Другие издеваются над ним!
В России ввек постыдное творится,
Коль ты ни вор, ни раб, ни подхалим.
Лишь суд истории – суд безымянный –
Вернет ему заслуженную честь!
 Издревле жив у нас обычай странный:
Хвалить, что было, и хулить, что есть.

4.3. Людмила ЭнгельгардтВ попытке понять, почему такие страсти кипят в музейном сообществе Калуги вокруг А.Л. Чижевского и его наследия, обратимся к последнему лицу нашего астроповествования – Людмиле Энгельгардт.
О ней из статьи ««Космическая женщина» – Людмила Энгельгардт», опубликованной по адресу: http://znamkaluga.ru/index.php/pages/stati/4905-lr-1318,  известно следующее.
Людмила Теобальдована Энгельгардт родилась 23 февраля 1940 года в городке Иноземцево Ставропольского края, где ее дед Теобальд и ее отец Теобальд были владельцами кожевенной мануфактуры. Дед воевал на фронтах первой мировой, пережил плен, вернулся домой совсем больным. Отец бабушки, тоже кожевенник, помогал большевикам, и после революции ему даже вернули конфискованное имущество. Ее мама, Александра Евтеевна, была украинкой, и это позднее и спасло семью.
Людмиле был год и семь месяцев, когда началась война. Отца, как этнического немца, сослали на «трудовой фронт», а мать с тремя детьми, как жену немца, сослали в село Зирянка Томского района Новосибирской области. Там родился брат, умерший двухмесячным. Мать всю еду отдавала детям, молока для младенца не было. Первое детское воспоминание – как обкладывали дерном его могилку. Все остальные детские воспоминания – зима и холод, еще – детский сад с тухлой капустой и гороховым супом. Сушили картофельные очистки  на плите и ели, как конфетки. В три с половиной года впервые она увидела фортепиано – детей водили в какое-то высокое здание разучивать гимн СССР.
После окончания  войны к квартирной хозяйке вернулась родня, и семью Энгельгардт «переселили» на улицу. Людмила помнит, как в свежевырытой землянке мазали пол глиной. Надвигались холода, а мать решила с детьми тайком ехать к мужу. После войны его «трудовой фронт» продолжился в Тульской области. Военнопленные немцы в шахтах добывали там бурый уголь, отца Людмилы определили туда начальником участка. Дорогой было совсем голодно, мать убеждала детей просить милостыню. Сестра пела солдатам военные песни, они давали поесть, посадили в поезд.
На шахте № 17 их встретил отец и две комнаты в бараке. Читать Людмилу выучила сестра. В шесть лет она любила читать вслух газеты – книг не было. И соседи, проходя мимо, восклицали: «Ой, смотри, клоп, а как читает!»
Так она прожила до 9 класса, под присмотром бдительного коменданта, который еженедельно в обеденное время навещал ссыльных. Несмотря на крайнюю бедность, мать старалась создать уют – два раза в год белила стены, постоянно кипятила, крахмалила, синила белье. Уже в 1956 году в Киреевске отец начал строить дом.
После 10-го класса Людмила с подружкой отправилась в Калугу поступать в пединститут. Хотя сначала по призыву Хрущева решила «крепить Родину трудом», но после года работы на шахте поняла, что надо учиться. Шахта помогла – училась Людмила на «хорошо». Участвовала в самодеятельности – играла в оперетте Дунаевского «Белая акация», пела в городском ансамбле песни и пляски. В 1963 году их возили в Москву, и телевидение показывало выступление ансамбля в Колонном зале Дома Союзов.
Брат в это время учился в ленинградской лесотехнической академии, сестра уже была замужем, родители все строили дом. Так что Людмиле приходилось оборачиваться только на стипендию. Было голодно и не до нарядов: выступая на концертах, она пела в одолженном у подруги платье.
После пятого курса Людмила поехала по распределению  учительствовать в город Ульяново, но состояние здоровья потребовало возвращения в Калугу. Год работала там учителем пения в школе № 3, затем – учителем немецкого языка в школе № 19. подрабатывая в пединституте, обучая вечерников немецкому языку, в одном из студентов встретила будущего мужа. Александр Васильевич Манакин работал в то время счетоводом, позже – экскурсоводом в доме-музее Циолковского.
«Космическая тема» в судьбе Людмилы Энгельгардт появилась в 1968 году, когда она стала экскурсоводом. Тогда же она узнала и о дружбе Константина Эдуардовича с Александром Чижевским. С вдовой ученого, Ниной Вадимовной, познакомилась, когда та посетила дом-музей Чижевского после реставрации. Чижевская пригласила Людмилу Энгельгардт к себе в Москву, на Звездный бульвар, где Александр Леонидович жил, работал, писал до своей кончины в 1964 году.
Нина Вадимовна делала все, что могла для сохранения памяти и наследия мужа. Она же пригласила Людмилу Энгельгардт участвовать в Чтениях памяти А.Л.Чижевского. Там та познакомилась с Яншиным, Кедровым, Головановым, космонавтами.
В 1972, уже будучи старшим научным сотрудником, Людмила Энгельгардт провела выставку картин Чижевского в доме-музее Циолковского. Однако Нина Вадимовна мечтала о создании музея семьи Чижевских в том доме, где они жили. Но на тот момент дом был перестроен, и в нем находилось управление Облгаза, поэтому на воплощение мечты потребовалось время.
Лишь в 1990 году Калужский облисполком принял решение о создании в доме Чижевских музея. В Музее истории космонавтики создали сектор А.Л.Чижевского из двух человек – Людмилы Энгельгардт с ее мужем Александром Манакиным. Но только в 2000 году Облгаз освободил для музея первый этаж дома, и открылась первая экспозиция.
Все десятилетия, отмечает Энгельгардт, они работали в архивах, налаживали связи с потомками и правопреемниками Александра Леонидовича. В экспозицию вошли фотографии, документы, книги семьи Чижевских.
После посещения Калуги В.В. Путиным на восстановление «гнезда» Чижевских было выделено 18 млн. рублей. 7 февраля 2010, в день рождения ученого, обновленный дом принял первых посетителей. 20 декабря 2010 года в Калуге состоялось долгожданное открытие памятника А.Л. Чижевскому на фоне фасада Калужского государственного педагогического университета имени К.Э. Циолковского, где, в другом здании, расположен музей-кабинет А.Л. Чижевского, созданный Прасоловой Е.Л. и ее помощниками.
На открытии присутствовали президент научно-просветительского общества «Гелиос» в Калуге Г.И. Ловецкий, сотрудники географического факультета МГУ, действительные члены Русского географического общества К.Н. Дьяконов, Р.К. Клиге и Д.Л. Голованов, представлявшие многочисленных сотрудников факультета, внесших добровольные пожертвования на строительство памятника. От Санкт-Петербургского отделения Общества приехала М.А. Трубина.

На открытии памятника А.Л. Чижевскому у КГПУ в 2012 году:
А.В. Манакин, М.А. Трубина, Д.Л. Голованов, Л.Т. Энгельгардт, Г.И. Ловецкий
http://msk.rgo.ru/2012/12/25/pamyatnik-a-l-chizhevskomu-v-kaluge-otkryt/
Член-корреспондент РАН, профессор, заведующий кафедрой физической географии и ландшафтоведения географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова К.Н. Дьяконов обосновал общенаучный, фундаментальный характер открытого А.Л. Чижевским географического по своей сущности закона квантитативной компенсации в функциях биосферы. М.А. Трубина – ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного Гидрометеорологического университета, руководитель секции медицинской географии Санкт-Петербургского отделения Русского географического общества – рассказала о развитии идей А.Л. Чижевского в области космической медицины и экологии в многочисленных научных учреждениях города на Неве.
В синастрии натальной карты Чижевского А.Л. с натальной картой Энгельгардт Л.Т., построенной на 12:19 LMT (8:19 GMT) 23 февраля 1940 года для координат поселка Иноземцево Ставропольского края (44°06 N; 43°06 E) указаниями на глубокую связь Энгельгардт с Чижевским, с его культурным наследием является соединение ее МС (цели в жизни, общественное признание, карьера) в 17°30 Водолея с Асцендентом (внешние проявления, личность) и Солнцем (воля, инициативы, творчество) Чижевского в 14°56 и 18°54 Водолея, а также соединение ее Асцендента (внешние проявления, характер, самовыражение) в 15°01 Близнецов с Марсом (активная деятельность, работа, конфликты, борьба) и Нептуном (тайны, секреты, искусство, поэзия, живопись, музыка) Чижевского в 14°20 и 18°36 Близнецов. Рядом с Асцендентом Энгельгардт расположился и IC (родители, семья, место жительства, родительский дом, детские годы) Чижевского в 11°36 Близнецов.
В силу этих аспектов Энгельгардт более личностно вовлечена в художественное творчество ученого, и потому в ее музейной деятельности главным является не научное, а культурное наследие Чижевского (его Нептун, Близнецы; IC), дом (IC) Чижевских в Калуге. Возможно, поэтому она считает себя главным ответственным за изучение жизни, культурного наследия и творчества великого ученого, имеющей право контролировать исследования и публикации о наследии Чижевского.
Это связано и с аспектами Солнца (воля, инициативы, власть) Энгельгардт в 3°35 Рыб в 1 Доме самовыражения Чижевского и ее Луны (эмоции, широкая публика) в 2°37 Девы в 7 Доме общественности, партнеров и явных врагов ученого, которые образовали квадраты к натальным Урану (новое, неожиданное, революционное, небесное, космическое, астрономия, астрология, электричество, ракеты) и Сатурну (ограничения, препятствия, концентрация, мудрость, ответственность, математика, земные формы, старина, беды, лишения) Чижевского в 28°47 и 29°59 Скорпиона в 9 Доме мировоззрения, философии, морали, высшего образования, академических исследований, дальних стран и высей.
Созданный этими планетами синастрический Тау-квадрат показывает, что сознательно (Солнце) и подсознательно (Луна) Энгельгардт плохо воспринимает (квадраты) научно техническую (Уран–Сатурн) сторону творчества Чижевского, его устремленность ввысь, к Солнцу, в Космос (9 Дом). Тем более, что ее Луна образует соединение, а Солнце оппозицию к натальным Юпитеру (вера, мораль, широта взглядов, оптимизм, успешность), астероидам Psyche (Психея – душа, психика) и Karma (Карма) Чижевского в 7°20, 7°26 и 7°28 Девы в 7 Доме широкой публики и общественности.
Акцент Энгельгардт на художественном творчестве ученого связан и с секстилем Венеры (чувства, симпатии, любовь, искусство, выбор целей) Энгельгардт в 13°15 Овна во 1 Доме самовыражения Чижевского с его Марсом (активная деятельность) и Нептуном в 4 Доме наследия, а также соединением ее Нептуна (тайны, секреты, искусство, поэзия, живопись, музыка) в 24°42 Девы с астероидами Alexandra (Александр) и Chizhevskij (Чижевский) ученого в 21°28 и 22°27 Девы в 7 Доме широкой публики, партнеров и явных врагов.
Вместе с тем, в синастрии карт Чижевского и Энгельгардт имеются благоприятные аспектные конфигурации, что объясняет ее длительное заведование Домом-музеем ученого в Калуге.
Теперь мы можем перейти к рассмотрению вопроса: «Почему у Александра Чижевского и его наследия была такая непростая судьба не только в СССР, но и в современной России?»

1. Новое прочтение натальной карты А.Л. Чижевского.
2. Галилео Галилей в жизни Александра Чижевского.
3. Эдмунд Галлей и его комета в жизни Александра Чижевского.
4. Калужские исследователи творчества А.Л. Чижевского.
5. А.Л. Чижевский на астрокарте России.

Копирование и использование данных материалов разрешается и даже приветствуется в случае указания на наш вэб-сайт как на источник получения информации.