Астрология в Красноярске

Христофор Колумб: его открытия и время
Серия «Жизнь замечательных людей в свете астрологии»

На главную страницу
Буралков А.А.

1. Основные сведения о Колумбе.
2. Астрокарта Христофора Колумба.
3. Христофор Колумб и астроном/астролог Авраам Закуто.
4. Христофор Колумб и Изабелла I Кастильская.
5. Христофор Колумб и Америго Веспуччи.
6. Христофор Колумб и Васко де Бальбоа.
7. Христофор Колумб и Фернан Магеллан.

1. Основные сведения о Колумбе. Колумб (итал. Cristoforo Colombo {Кристофоро Коломбо}, исп. Cristóbal Colón {Кристобал Колон}, лат. Christophorus Columbus) – испанский мореплаватель итальянского происхождения, в 1492 году открывший для европейцев Америку, благодаря снаряжению экспедиций Католическими королями,  испанскими монархами-супругами: королевой Изабеллой I Кастильской (1451–1504) и королем Фердинандом II Арагонским (1452–1516). Их свадьба в 1469 году положила основу объединению королевств Арагона и Кастилии и Леона, что, в свою очередь, привело к созданию современной Испании.

Фердинанд и Изабелла, короли Кастилии и Арагона
Колумб первым из достоверно известных путешественников пересёк Атлантический океан в субтропической и тропической полосе северного полушария и первым из европейцев ходил в Карибском море. Он открыл и положил начало исследованию Южной и Центральной Америки, включая их континентальные части и близлежащие архипелаги – Большие Антильские (Куба, Гаити, Ямайка и Пуэрто-Рико), Малые Антильские (от Доминики до Виргинских островов, а также Тринидад) и Багамские острова.
Первооткрывателем Америки Колумба можно назвать с оговорками, поскольку ещё в Средние века на территории Северной Америки бывали европейцы в лице исландских викингов (1986, Лейф Эрикссон). Поскольку за пределами Скандинавии сведений об этих походах не было, именно экспедиции Колумба впервые сделали сведения о землях на западе всеобщим достоянием и положили начало колонизации Америки европейцами.
Согласно Британской энциклопедии Христофор Колумб родился между 26 августа и 31 октября 1451 года . (http://www.britannica.com/biography/Christopher-Columbus) Англоязычная Википедия приводит еще более широкий диапазон времени рождения Колумба: между 31 октября 1450 и 31 октября 1451 года. (https://en.wikipedia.org/wiki/Christopher_Columbus)
Подавляющее большинство ученых, ссылаясь на завещание Колумба 1498 года и архивные документы из Генуи и Савона, считают, что он родился в Генуе в христианской семьи. Однако, многие считают, что он был крещённым евреем. (http://www.eleven.co.il/article/12170 )
Другие полагают, что он родился в Испании, Португалии, или еще где-то. Колумб был старшим сыном торговца средней руки Доменико Коломбо (Domenico Colombo; 1418–1496) и Сусанны Фонтанаросса (Susanna Fontanarossa; 1435-1489).  У Доменико было три брата, в 11 лет он поставлен своим отцом, дедом Христофора, к ткацкому станку.
В 1445 году Доменико женился на Сусанне, о которой известно лишь, что она родилась в деревне Монтиселла на генуэзском острове Корсика. Обнаруженные в конце 19 и в середине 20 века документы свидетельствуют о том, что Сусанна Фонтанаросса происходила из марранов. Марраны или мараны  – крещенные евреи, втайне сохранявшие верность иудаизму (полностью или частично). (http://www.eleven.co.il/article/12648)
В браке с Доменико Коломбо Сусанна родила пятерых детей – сыновей  Христофора, Джованни Пелегрино (умер в детстве, в 1484 году), Бартоломео, Джакомо и дочь Бьянчинетту. У Доменико была сыроварня, в которой в детстве работал помощником Христофор.
В 1472 семья Коломбо переехала в Савону – крупнейший город Лигурии к западу от Генуи, порт на Средиземном море. Там Доменико приобрел таверну, торговал шерстью и вином.
Карьера Христофора в качестве моряка на генуэзском корабле началась в1470 году , когда он был нанят на службу Рене Анжу, пытавшемся завоевать Неополитанское королевство. В 1473 году Колумб начал свое обучение в качестве торгового агента известных семей Генуи – Центурионе, Ди Негро и Спинола. Позже, он совершил поездку на Хиос, остров в Эгейском море, которым управляла Генуя.  В мае 1476 Колумб принял участие в вооруженном конвое, посланном Генуей для сопровождения ценного груза в Северную Европу, где останавливался в Бристоле, в Англии, и в Голуэйе, в Ирландии. В 1477 году, он, возможно, был в Исландии. Осенью 1477, Колумб отплыл на корабле в Лиссабон, где он нашел своего брата Бартоломео, работавшего картографом. Там Христофор  обосновался и продолжал торговать вместе с братом для семьи Сентурионе вплоть до 1485 года.
В 1479 году Колумб женился на Филипе Монис Перестрелло (родилась в 1455 году), дочери губернатора Порту-Санту и португальского дворянина из Ломбардии Бартоломеу Перестрелло.  В 1480 году у них родился сын Диего. Между 1482 и 1485 Колумб занимался торговлей у побережья Западной Африки и совершил, по крайней мере, один рейс в португальскую крепость Сан-Хорхе-да-Мина, получив знание португальской навигации и системы ветров вдоль пути в Атлантику. В 1485 году Фелипа умерла, Колумб вмесе с сыном переехал в Испанию и взял своей любовницей Беатрис Энрикес де Арана, от которой у него в 1488 году родился второй сын Фердинанд.
Будучи амбициозным человеком, Колумб изучил латинский, португальский и кастильский языки, много читал книг по астрономии, географии и истории, в том числе работы Клавдия Птолемея, Марко Поло и других известных людей. По словам историка Эдмунда Моргана, Колумб не был ученым человеком. Однако изучая эти книги, он сделал сотни пометок на их полях, пришел к своим идеям о мире, которые были просты, сильны, а иногда и ошибочны. Сведения о том, что Колумб учился в Павийском университете, не нашли своего подтверждения.
На протяжении всей своей жизни, Колумб проявлял живой интерес к Библии и библейским пророчествам, часто цитировал библейские тексты в своих письмах и журналах. К концу своей жизни, Колумб написал книгу пророчеств, в которой свою карьеру исследователя интерпретировал в свете христианской эсхатологии и апокалиптики.
Внешний облик Колумба известен лишь по портретам, которые были написаны уже после его смерти. Бартоломе де Лас-Касас, видевший Колумба в 1493 году, описывает его так: «Ростом был высок, выше среднего, лицо имел длинное и внушающее уважение, нос орлиный, глаза синевато-серые, кожу белую, с краснотой, борода и усы в молодости были рыжеватые, но в трудах поседели».

Посмертный портретХристофора  Колумба
кисти Себастьяно дель Пьомбо, 1519
С захватом Константинополя турками-османами  под предводительством султана Мехмеда II 29 мая 1453 года была уничтожена Восточная Римская империя, что сделало наземное путешествие из Европы в Индию и Китай по Великому Шелковому пути за пряностями и шелком трудным и опасным. Водно-наземный путь в Индию и Китай через Египет  и далее через Аравийский залив в Индийский океан и Желтое море тоже был непростым, так как Египет и Аравийский полуостров входили в состав Османской империи, враждебно настроенной к Европе и европейцам.

Великий Шелковый путь времен Колумба:
 наземный (красные линии) и морской (синие линии)
Потому португальские мореплаватели пытались найти морской путь в Азию. В 1470 флорентийский астроном Тосканелли предложил королю Португалии Афонсу V отправлять суда к Островам пряностей (Молукские острова), Китаю и Японии на запад. Афонсу отклонил это предложение, так как португальские исследователи открыли проход в Азию, плывя вокруг Африки. Значительный прогресс был достигнут в 1488 году, когда Бартоломеу Диаш достиг мыса Доброй Надежды в Южной Африке. В1480-е годы Христофор Колумб и его брат Бартоломео, вслед за Тосканелли, предложили план достижения Индии (Юго- Восточной Азии), плывя на запад через «Океан море», т.е. Атлантический океан. Однако открытие Диаша пути в Азию вокруг Африки сместили интересы португальского мореплавания в юго-восточном направлении, что значительно осложнило принятие предложения Колумба.
Первое обращение Колумба с предложением плыть в Китай и Индию на запад Колумб адресовал к правительству и купцам родной Генуи. Отклика не последовало. В 1483 году он предложил свой проект португальскому королю Жуану II, но после долгого изучения проект отвергли.
Зимой 1485–1486 годов Колумб, перебравшись в Испанию, нашел приют в монастыре Санта-Мария-да-Рабида. Настоятель Хуан Перес де Марчена принял его и организовал первое письмо к Эрнандо де Талавере, его знакомому – духовнику королевы, с кратким изложением идей Колумба. Король Испании находился в это время в городе Кордове, где проходила подготовка к войне с Гранадой с личным участием государей.
В 1486 году Колумб смог заинтересовать своим проектом герцога Медина-Сели. Поскольку его собственных финансов было недостаточно для организации экспедиции на запад, Медина-Сели свёл Колумба с королевскими финансовыми советниками, купцами и банкирами и со своим дядей – кардиналом Мендосой.
Зимой 1486 года Колумб был представлен Педро Гонсалесу де Мендосе, архиепископу Толедо и великому кардиналу Испании, который, в свою очередь, посодействовал аудиенции у католических королей. Для изучения предложений Колумба была назначена комиссия богословов, космографов (картографов), юристов, монахов и придворных во главе с Талаверой. Комиссия заседала четыре года, но по причине скрытности Колумба и его нежелания раскрывать планы так и не вынесла окончательного вердикта.
20 апреля 1488 года Колумб, следовавший за королевским двором из города в город, неожиданно получил письмо от португальского короля с предложением вернуться в Португалию.
В 1491 году в Севилье состоялось повторное личное свидание с Фердинандом и Изабеллой. Результат для Колумба был снова неутешителен: «Ввиду огромных затрат и усилий, необходимых для ведения войны, начало нового предприятия не представляется возможным». К переговорам было решено вернуться после окончания войны.
В 1491 году Колумб обратился к герцогу Медина-Сидония, крупнейшему магнату, владельцу около ста торговых кораблей, но и от него получил отказ.
В январе 1492 года состоялось долгожданное событие – взятие Гранады, оплота мусульман на Иберийском полуострове. Колумб в это время, уповая на победный энтузиазм короля Испании, сформулировал те условия, на которых он предполагал открывать и владеть новыми землями (назначить его вице-королём новых земель, наградить его титулом «главного адмирала моря-океана»), Его величество признал требования Колумба «чрезмерными и неприемлемыми», переговоры были прерваны, а король отбыл из Санта-Фе. В феврале 1492 года Колумб уехал в Кордову, а затем заявил о намерение и вовсе эмигрировать во Францию.

Капитуляция Гранады: Мухаммед XII перед Фердинандом и Изабеллой. Ф. Падилла
Здесь шаг навстречу сделала королева Изабелла. Хотя Испанское королевство и было образовано в результате династического брака Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской, их монархии сохранили, однако, отдельные самостоятельные администрации, кортесы и финансы. «Я заложу свои драгоценности», – сказала она.
30 апреля 1492 года королевская чета пожаловала Колумбу и его наследникам титул «дон» (то есть сделала его дворянином) и подтвердила, что в случае удачи заокеанского проекта он будет Адмиралом Моря-Океана и вице-королём всех земель, которые он откроет или приобретёт, и сможет передать эти титулы по наследству. Тем не менее, деньги на снаряжение экспедиции Колумбу предстояло искать самостоятельно за счёт недополученных государственных налоговых платежей Её Величества королевы Кастилии. К тому же по договору восьмую часть расходов должен был нести сам Колумб, у которого вообще не было ни гроша.

Колумб перед королевой. Эмануэль Готлиб Лойце, 1843
Однако Колумбу помог Мартин Алонсо Пинсон. Один из кораблей, – «Пинта» – был его собственный, и снарядил он его за свой счёт; денег на второй корабль он дал Христофору в долг, чтобы Колумб мог сделать свой формальный вклад по договору.
В свою первую экспедицию Колумб снарядил три судна – каракка «Санта-Мария» (флагман, владельцем и капитаном каракки был кантабриец Хуан де ла Коса), «Пинта» (хозяин судна и его капитан Мартин Алонсо Пинсон) и третьим было судно, которое часто называют «Нинья». Длина судна наибольшая – 17,3 метров, ширина – 5,6 метров, осадка – 1,9 метров, водоизмещение – 101,2 тонн, экипаж 40 человек. Капитан «Ниньи» Висенте Яньес Пинсон, маэстре и хозяин судна – Хуан Ниньo (старший брат Педро Алонсо Ниньо) и пилот – Санчо Руис да Гама. В команду флотилии вошло всего 100 человек.
3 августа 1492 года рано утром Колумб вывел корабли из гавани города Палос-де-ла-Фронтера.  12 октября 1492 в два часа пополуночи матросом Родриго де Триана с борта «Пинты» обнаружена земля. Ещё накануне матросы заметили огни.
13 октября Колумб высадился на берег, водрузил на нём кастильское знамя, формально вступил во владение островом и составил об этом нотариальный акт. Остров назван Сан-Сальвадором. Его координаты – 24° N и 74°30 W.

Колумб объявляет открытую землю собственностью испанских короля и королевы
На острове испанцы увидели местных жителей. Араваки ходили абсолютно нагими, на тело наносили ритуальные узоры. Железного оружия у них не было. По морю они передвигались на вёсельных челнах, вмещавших по сорок человек. Именно здесь туземцы подарили Колумбу «сухие листья» – табак. Увидев у некоторых из них кусочки золота, Колумб попытался выяснить его происхождение и, захватив шесть араваков в плен, заставил их показывать дорогу дальше. Две недели Колумб постепенно продвигался на юг, открывая новые острова из состава Багамских островов. Здешние жители носили одежду из хлопковой пряжи. В их домах испанцы впервые увидели гамаки. От жителей испанцы узнали о большом южном острове Куба.
28 октября 1492 года  Колумб высадился в бухте Бариэй на северо-востоке Кубы, 76° з. д. Общаясь с местными жителями, Колумб решил, что находится на одном из полуостровов Восточной Азии. Однако ни золота, ни пряностей, ни крупных городов испанцы не нашли. Дома жителей были построены из древесных ветвей и тростника, возделывали они хлопчатник, картофель, табак и маис (кукурузу). Полагая, что достиг самой бедной части Китая, Колумб решил повернуть на восток, где, по его представлениям, лежала более богатая Япония.
6 декабря 1492 года был открыт остров Гаити, который Колумб назвал Эспаньолой, потому что его долины показались ему похожими на земли Кастилии. Продвигаясь вдоль северного берега, испанцы открыли остров Тортуга.
25 декабря 1492  «Санта-Мария» села на рифы. С помощью местных жителей с корабля удалось снять пушки, припасы и ценный груз. Из обломков корабля был построен на о. Гаити форт, названный Ла-Навидад (Рождество). Колумб оставил здесь 39 моряков, вооружил форт пушками с «Санта-Марии» и оставил им припасов на год, а сам 4 января 1493 года, взяв с собой нескольких островитян, вышел в море на маленькой «Нинье».
16 января 1493 два корабля – «Нинья» и«Пинта» вышли в обратный путь. 12 февраля  поднялась буря, и в ночь на 14 февраля корабли потеряли друг друга из виду. Шторм был столь сильным, что испанцы были готовы к неминуемой гибели. 15 февраля, когда ветер немного стих, моряки увидели землю, и 18 февраля «Нинья» подошла к острову Санта-Мария (Азорские острова).
9 марта «Нинья» бросила якорь в Лиссабоне, где Жуан II принял Колумба как светлейшего князя и приказывает снабдить того всем необходимым.
15 марта 1493 года «Нинья» возвратилась в Испанию. В тот же день туда пришла и «Пинта». Колумб привез с собой туземцев (которых в Европе называли индейцами), немного золота, невиданные ранее в Европе растения, плоды и перья птиц.

Первая экспедиция Колумба. Современные названия мест черного цвета,
Колумбовы названия голубого цвета
Таким образом, в ходе первой экспедиции Колумба была открыта Америка. Нога европейца впервые ступила на острова Карибского моря – Гуанахани (Багамские острова), Эспаньола (Гаити), Хуана (Куба). Этим путешествием начата экспансия Испании в Новый Свет.
Христофор Колумб считал эти новые земли Восточной Азией – окрестностями Китая, Японии или Индии. В дальнейшем, довольно долго, эти новооткрытые территории именовались европейцами Вест-Индией, буквально «Западной Индией», так как к этой «Индии» нужно было плыть на запад, в противовес собственно Индии и Индонезии, которые в Европе долгое время назывались Ост-Индией или, буквально, «Восточной Индией».
Известно, что в своем обращении к Фердинанду и Изабелле об организации экспедиции Колумб писал, что он намеревается плыть «в Чипангу, оттуда в Катай, а оттуда — в обе Индии». «Обеими Индиями» в средневековой картографии назывались современные Индия и Эфиопия, «Катаем» – Китай, а под «Чипангу» понимали Японию, о которой ещё Марко Поло рассказывал небылицы, будто бы там «крыши домов устланы чистым золотом» и т. п. Таким образом, первоначальной своей целью Колумб считал именно Японию, а вовсе не Индию, как это часто утверждается.

Возвращение Христофора Колумба;
его аудиенция у короля Фердинанда и королевы Изабеллы
Вторая флотилия Колумба, начавшая плавание 25 сентября 1493 года, состояла уже из 17 судов. Флагман – «Мария-Галанте» (водоизмещение двести тонн). По разным данным, экспедиция состояла из 1500–2500 человек. Среди участников 2-й экспедиции первопроходец Хуан де ла Коса, нотариус Родриго де Бастидас, будущий завоеватель и губернатор Кубы: Диего Веласкес де Куэльяр. В её составе уже были не только моряки, но и монахи, священники, чиновники, служилые дворяне, придворные. С собой везли лошадей и ослов, крупный рогатый скот и свиней, виноградные лозы, семена сельскохозяйственных культур, для организации постоянной колонии.
В ходе экспедиции было осуществлено полное покорение Эспаньолы, начато массовое истребление местного населения. Заложен город Санто-Доминго. Проложен наиболее удобный морской путь в Вест-Индию. Открыты Малые Антильские острова, Виргинские острова, острова Пуэрто-Рико, Ямайка, почти полностью исследовано южное побережье Кубы. При этом Колумб продолжал утверждать, что он находится в Западной Индии.
Тем временем испанская королевская чета, обнаружив, что доходы от Эспаньолы (немного золота, меди, ценного дерева и несколько сот рабов, направленных в Испанию Колумбом) незначительны, разрешила всем кастильским подданным переселяться на новые земли, рассчитываясь с казной золотом.
10 апреля 1495 года испанское правительство разорвало отношения с Колумбом, и Америго Веспуччи заполучил право снабжать Индии по май 1498 года. 11 января 1496 года Веспуччи получает 10000 мараведи от казначея Пинело для выплаты заработной платы морякам. Фактически он заключил контракт на снабжение в Андалузии одной (если не двух) экспедиций в Индии, в частности третьей экспедиции Колумба. Успех предприятия Колумба внушил Америго мысль оставить торговое дело, чтобы познакомиться с новооткрытой частью света.
11 июня 1496 года Христофор Колумб вернулся в Испанию отстаивать предоставленные ему ранее права. Он предоставил документ, согласно которому он действительно достиг Азиатского материка, хотя на самом деле это был остров Куба, заявил, что в центре Эспаньолы он открыл чудесную страну Офир, где когда-то добывалось золото для библейского царя Соломона. Кроме того, Колумб предложил направлять в новые земли не вольных поселенцев, а уголовных преступников, сокращая им наполовину срок наказания. Последнее предложение не могло не найти отклика у правящей элиты, поскольку, с одной стороны, избавляло Испанию от нежелательных элементов, снижая расходы на их содержание в тюрьмах, а с другой стороны, – обеспечивало освоение снова открытых земель достаточно отчаянным «человеческим материалом».

Вторая экспедиция Колумба
На третью экспедицию средств удалось найти немного, и с Колумбом отправилось лишь шесть небольших кораблей и около 300 человек команды (среди них Хуан де ла Коса, Педро Алонсо Ниньо), причём в команду принимали уголовников из испанских тюрем.
30 мая 1498 года флотилия вышла из устья реки Гвадалквивир. На этот раз Колумб решил держаться ещё южнее, полагая, что золото можно найти лишь ближе к экватору. От острова Йерро (Канарские острова) три корабля пошли напрямую к Эспаньоле, а три других повёл к островам Зелёного Мыса, откуда взял курс на юго-запад, намереваясь держаться как можно ближе к экватору. Корабли спустились до широты 9°30 с. ш. и далее следовали на запад.
31 июля был открыт остров Тринидад. Колумб обогнул его с юга и вышел к дельте реки Ориноко и заливу Пария, которые он исследовал около двух недель, но, сражённый тяжёлой болезнью, был вынужден поспешить на север, в Санто-Доминго.
20 августа Колумб прибыл на Эспаньолу, которую застал в плачевном состоянии. Колонисты подняли вооружённый мятеж против его брата Бартоломе, который закончился тем, что Колумб был вынужден пойти на введение системы закрепощения индейцев за мятежными колонистами (repartimiento), каждому из которых был отведён большой участок земли.

Третья экспедиция Колумба
Испанская королевская казна почти не получала доходов от своей новой колонии, а в это время португалец Васко да Гама открыл морской путь в настоящую Индию (1498) и вернулся с грузом пряностей, доказав таким образом, что земли, открытые Колумбом, – совсем не Индия, а сам он – обманщик. В Испании пришли к выводу, что этот фантазер умеет только мечтать, но не управлять. В 1499 монопольное право Колумба на открытие новых земель было отменено.
В 1500 королевская чета направила на Эспаньолу с неограниченными полномочиями своего представителя Франсиско Бобадилью (Francisco de Bobadilla). Первое, что увидел со своего корабля новый правитель, посланный на смену Колумбу, были виселицы и на них, раскачиваемые ветром, трупы соотечественников. Острова, которые корона отдала Колумбу в управление, превратились в страшные бойни, в опустошенные, усеянные трупами поля. За одно десятилетие на Гаити погиб миллион туземцев, переселенцы обнищали и стали бунтовать, каждое письмо и каждый из разочарованных колонистов, бегущих из этого «земного рая», приносят ужасные вести о жестоких страданиях.
Бобадилья взял в свои руки всю власть на острове, арестовал Христофора Колумба вместе с братьями, заковал их в кандалы и отправил в Испанию. По прибытии, однако, местные финансисты смогли убедить королевскую чету снять обвинения с Колумба. Но даже после того, как Колумбу была возвращена свобода и восстановлены его честь и титул, ореол, некогда окружавший его имя, окончательно потускнел.
Христофор Колумб всё же хотел найти новый путь от открытых им земель в Южную Азию, к источнику пряностей. Он был уверен, что такой путь существует, так как наблюдал у берегов Кубы сильное морское течение, идущее на запад через Карибское море. Король, в конце концов, дал Колумбу разрешение на новую экспедицию.
В четвёртую экспедицию, начавшуюся 9 мая 1502 года, Колумб взял с собой брата Бартоломео и 13-летнего сына Эрнандо. Во время четвёртого плавания Колумб открыл материк к югу от Кубы – берег Центральной Америки – и доказал, что Атлантический океан отделяет от Южного моря, о котором он слышал от индейцев. Он также первым сообщил об индейских народах, живущих у Южного моря.
В этой экспедиции Христофор Колумб использовал лунное затмение 29 февраля 1504 года, описанное в астрономических таблицах Абраама Закуто, для запугивания враждебных ямайских индейцев.
«…Экспедицию выручил адмирал, прибегнув к старинному средству, способному смутить простодушных индейцев. По календарям он знал, что 29 февраля 1504 года будет лунное затмение, о чём объявил индейским кацикам как о знамении небес, недовольных плохим снабжением испанцев. Когда затмение началось, поражённым индейцам сообщили, что Колумб молится об их спасении, которое будет даровано, если они возобновят поставки продовольствия. Кацики на все соглашались, и впредь продовольственных проблем у испанцев не было», – написал Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес о четвёртой экспедиции Колумба.

Колумб устрашает ямайских индейцев предсказанием лунного затмения 1504 года
29 июня 1504 Колумб покинул Ямайку и полтора месяца добирался до Эспаньолы. 12 сентября  братья Колумбы покинули Эспаньолу и сквозь многие бури добрались до Кастилии 7 ноября 1504 года. Тяжело больного Колумба перевезли в Севилью. Он не смог добиться восстановления дарованных ему прав и привилегий, а все деньги истратил на товарищей по путешествиям.

Четвертая экспедиция Колумба
20 мая 1506 года в Вальядолиде Колумб произнёс свои последние слова: «В твои руки, Господи, я вручаю мой дух». Он был похоронен в Севилье, но современники почти не заметили его смерти. Огромное значение открытий Колумба для Испании было признано лишь в середине XVI века, после завоевания Мексики, Перу и государств на севере Анд, когда в Европу пошли суда с серебром и золотом.

Другие исследователи. Сразу же после отмены в 1499 году монопольного права Христофора Колумба на открытие новых земель в Западной Индии, туда начали снаряжать свои экспедиции участники предыдущих путешествий знаменитого мореплавателя. Первыми стали Педро Алонсо Ниньо (май 1499–1500), Алонсо Охеда (20 мая 1499 – февраль 1500, 1502), Висенте Яньес Пинсон (декабрь 1499–1500), Родриго де Бастидас (октябрь 1500–1502). В этой экспедиции его сопровождали Васко Нуньес де Бальбоа и Хуан де ла Коса.
С Алонсо Охеда в экспедицию в 1499 году отправился также представитель флорентийских банкиров, финансировавших предприятие, – Америго Веспуччи, в качестве лоцмана и картографа Хуан де ла Коса и нотариус Родриго де Бастидас. Подойдя к южноамериканскому материку на широте примерно 5° с. ш., Охеда направился на северо-запад, прошёл 1200 км вдоль побережья Гайаны и Венесуэлы до дельты Ориноко, далее – через проливы в Карибское море и к Жемчужному берегу.
Тем временем Америго Веспуччи, двигаясь на юго-восток, открыл устья рек Амазонка и Пара. Поднявшись на лодках на 100 километров вверх по течению, он так и не смог высадиться на берег из-за густого леса. Движение далее на юго-восток было крайне затруднено сильным встречным течением. Так было обнаружено Гвианское течение. Всего Веспуччи открыл около 1200 километров северо-восточного побережья Южной Америки. Возвращаясь обратно на север и северо-запад, Веспуччи высадился на Тринидаде, а позднее соединился с кораблями Охеды. Совместно они обследовали побережье к западу от Жемчужного берега, открыли восточную часть Карибских Анд, участвовали в вооружённых стычках с недружелюбными индейцами, открыли острова Кюрасао и Аруба – самые западные из Малых Антильских.
Залив к западу Охеда назвал Венесуэла («маленькая Венеция»). Позднее это название распространилось на весь южный берег Карибского моря до дельты Ориноко. Всего Охеда обследовал более 3000 километров северного берега неизвестной суши и так и не нашёл ей конца, а это означало, что такая земля должна быть материком.
В декабре 1499 года за океан отправился ещё один участник первой экспедиции Колумба – Висенте Яньес Пинсон. Он первым из испанцев пересёк экватор, а 26 января 1500 года вышел, как позднее оказалось, к самой восточной оконечности южноамериканского континента – мысу Сан-Роки. Пинсон высадился на берег и оформил акт вступления во владение страной, которая впоследствии получит название Бразилия. Двигаясь отсюда на северо-запад, Пинсон вторично после Веспуччи открыл устье Пары, Амазонки, достиг Гвианы и устья Ориноко.
В октябре 1500 года Бастидас отплыл из Кадиса на двух кораблях. По достижении берегов Южной Америки Бастидас исследовал около 1000 км побережья Карибского моря, открыл устье реки Магдалены, а также Дарьенский залив и залив Ураба (северное побережье Колумбии). Участники экспедиции первыми исследовали внутренние области континента в районе Сьерра-Невада-де-Санта-Марта. Был вынужден вернуться в Санто-Доминго, предварительно первым из европейцев ступив на Панамский перешеек. За время плавания в 1502 году Бастидас нашёл много золота, но по обвинению в незаконной торговле был арестован губернатором Эспаньолы Франсиском де Бобадилья и отправлен в Испанию.
В это же время состоялось ещё несколько не только испанских (основная цель которых состояла в поисках золота, жемчуга и захвате рабов для продажи в Испании), но и португальских экспедиций (открытие 24 апреля 1500 года Бразилии Педру Алвариш Кабралом, две экспедиции к бразильским берегам 1501–1502 и 1503–1504 годов Гонсало Коэлью с участием Америго Веспуччи), в результате которых стали проясняться очертания северного и восточного побережья нового континента, причём оказалось, что значительная его часть находится южнее экватора, а значит, он не может быть Азией.

Тайны и загадки Колумба. Имя Колумба ныне знает весь мир, его заслуги перед человечеством никто не подвергает сомнению (кроме разве что больных на всю голову с воспаленным умом российских новохронологов А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского (о них читайте здесь), которые утверждают, что Колумб вообще никуда никогда не плавал и ничего не открывал), но многое в его жизни до сих пор остается загадкой.
Наиболее полно все эти загадки изложены в статье Ам аЗикарона «Еврей Кристобаль Колон или зачем открывалась Америка», опубликованной в журнале JewAge , выпуск № 6, от 1 декабря 2010 года, в рубрике «Невероятные евреи», «Тайны истории». (http://www.jewage.org/wiki/ru/Еврей_Кристобаль_Колон_или_зачем_открывалась_Америка)
Первой тайной Христофора Колумба было то, что являлся евреем по происхождению.  В начале 20-го века многие печатные издания, в том числе и русские журналы, писали о некой «тайне Колумба», а попросту говоря о его еврейском происхождении. У подавляющего большинства историков в принципе нет сомнений по поводу того, что Колумб сознательно скрывал свое истинное происхождение. Как пишут исследователи «его собственный сын и биограф Фернандо сам признавал это и никогда публично, во всяком случае, не пытался прояснить прошлое своего отца». Первый логичный вопрос, который возникает в связи с этим – кто мог в то время, а главное, для чего столь упорно скрывать свое происхождение? При этом известно, что в то время в Испании лишь одна многочисленная группа людей, подвергавшаяся преследованиям, могла скрывать свое истинное происхождение – это были марраны (крещеные евреи), которых преследовала инквизиция, постоянно подозревая в возвращении к иудаизму.
Как  пишет по этому поводу Джеральд Файнштейн: «Вопрос о еврействе первооткрывателя Америки Христофора Колумба был поставлен не только еврейскими исследователями, но и большинством испанских и ватиканских историков, пришедших к согласию о еврейском происхождении путешественника».
Такую версию обосновывает и Бласко Ибаньес. Как он пишет: «Моряк, назвавшийся генуэзцем, мог быть в прошлом кем угодно. А в это время, которое было временем реорганизации инквизиции и изгнания евреев из Испании, – людей, скрывавших свое истинное происхождение и менявших имя, было великое множество».
С ним согласна и М. Жердиновская. Как пишет эта исследовательница – «конечно, во времена гонений на сефардов (испанских евреев), Колумбу было удобнее выдавать себя в Испании за генуэзца». При этом стоит заметить, как указывает Краткая Еврейская Энциклопедия, изданная в 11 томах в Иерусалиме в 1976–2005 годы Обществом по исследованию еврейских общин при поддержке Еврейского университета в Иерусалиме, что Ибаньес в своем романе «пытается объяснить все негативные черты Колумба именно его еврейским происхождением, рисуя его невежественным, жадным авантюристом и узурпатором испанской национальной славы». Многие биографы убеждены, что Колумб был выходцем из семьи марранов. В частности, испанский историк Цельсо Гарсиа Де Ла Рига утверждает, что Колумб был «тайным евреем» и всю жизнь скрывал свою национальность.  В 1940 году вышла книга знаменитого испанского историка и философа Сальвадора де Мадариага, где он на пятистах страницах доказывает еврейское происхождение Колумба.
Сам Колумб, как известно, о своем происхождении говорил весьма и весьма туманно, но при этом, как пишут практически все историки «претендовал на принадлежность к роду царя Давида». Кстати и жена Колумба, мать его сына и биографа Фернандо была из марранской семьи Энрикес. Именно Фернандо писал в биографии отца, что тот настаивал, что его семья ведет свое происхождение из «царского дома в Иерусалиме».
Кроме того, как отмечает Д. Файнштейн, «первое официальное письмо Колумба о его путешествии в Америку королю Фердинанду и Изабелле начинается со следующих слов: «Таким образом, после изгнания всех евреев из всех ваших королевств и доминионов...» – весьма странный пролог для человека, только что вернувшегося из удивительного, предположительно, невозможного путешествия». Тем более, что в это же время для христиан произошло не менее, а гораздо более существенное событие – завоевание мусульманской Гранады и присоединение ее к христианской Испании. Как мы знаем, на 2 августа 1492 года (после многочисленных переносов) император Фердинанд назначил изгнание евреев из Испании. На этот же день Колумб назначил отплытие своих каравелл. Как указывает Файнштейн «Люис де Сантагель, крещеный испанский еврей дал короне 17 000 дукатов в кредит, при условии, что корабли Колумба смогли бы выйти в плавание вовремя, до 2 августа».
Как пишет исследователь Д. Сеглевич, «Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта» были полностью готовы к отплытию 2 августа 1492 года. В этот день Колумб в море не вышел, задержав отплытие (казалось бы, без всякой причины!) на один день. Причина задержки станет ясной, если мы вспомним, что в тот год на 2 августа пришлось Девятое Ава – день скорби еврейского народа, день разрушения Храма. С Девятым Ава связаны самые трагические события еврейской истории. Пускаться в путь в такой день было просто немыслимо! Но немыслимо – только для еврея».
Согласно Д. Файнштейну, «Колумбу явно нравилось упоминать памятные для евреев даты и употреблять еврейские фразы. Например, вместо «разрушения» или «падения Иерусалима», а также для описания разрушения Второго храма, он использовал фразу «падение Второго дома» при этом применяя буквальный перевод с иврита «Байт» (как это и сказано в Талмуде). Колумб также упоминал еврейскую дату – 68 год нашей эры, а не христианскую - 70 год нашей эры». О том же упоминает Д. Сеглевич: «Колумб очень часто ссылался на еврейскую историю, отдавая явное предпочтение Ветхому Завету перед Новым, что для средневековой схоластики не вполне типично. Больше ссылались на отцов церкви, Блаженного Августина, Фому Аквинского...».
Колумбу также принадлежит высказывание –  «Пусть называют меня как им угодно. Ведь Давид, благоразумнейший из царей, будучи простым пастухом, стал царем Израиля. А я служу тому самому Богу, который возвысил его». «Ни больше, ни меньше, – комментирует Д. Сеглевич, – «Тому самому Богу». Возможно для Вас, уважаемый читатель, христианский и еврейский боги идентичны по определению. Попробовали бы Вы заявить такое в средневековой Испании! Это знаете чем пахло? Так что вряд ли Колумб имеет здесь в виду христианского Бога».
Как пишет Говард М. Сакар: «Колумб в своем дневнике ведет отсчет по еврейскому календарю». А в своем завещании Колумб указывает отдать одну десятую часть своего состояния бедным без указания имени жертвователя. И то, и другое является традиционной формой еврейской «трумы» (пожертвования).
Исследователи дневника Колумба обращают внимание на чрезвычайно странную для христианина запись – долгожданная земля обнаружена экспедицией «в праздник Суккот».
Как указывает Краткая Еврейская Энциклопедия: «Описание своей первой экспедиции Колумб начал с упоминания об изгнании евреев из Испании. А в сохранившихся фрагментах последней книги Колумба (так называемая «Книга пророчеств») имеется утверждение, что ключом к его экспедиции является стих псалма (14:7; см. Псалмы): «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» – который в глазах марранов, видимо, имел особый мистически-мессианский смысл».
Часть историков также указывают на то, что и профессии семьи Колумба совпадали с традиционными профессиями евреев средиземноморья того времени. Со слов Колумба его отец имел отношение к тканям, собственно, его отец, как и оба деда были купцами-суконщиками. Как справедливо указывает тот же Сеглевич «в средневековой Генуе именно евреи занимались суконной торговлей». Как утверждают другие историки, сам Колумб одно время занимался картографией и каллиграфией, профессиями, характерными для евреев тех лет.
Большую часть известной нам жизни Колумб, как он сам указывает в своем дневнике, провел в обществе евреев или марранов. Луис де Серда, андалузский аристократ и марран, вместе со своим троюродным братом, тоже марраном, кардиналом и епископом Толедо, Педро Гонсалесом де Мендоза, организовали первую аудиенцию Колумба с королевой Изабеллой. Всячески помогал в этом Колумбу также исповедник Изабеллы – марран Хернандо де Талавера (ставший позже архиепископом Гранады, а еще позже уличенный инквизицией в тайной приверженности к иудаизму и заключенный в тюрьму, где и умер).
Советниками и патронами Колумба были:
Йосеф Диего Мендес Визинхо, португальский еврей, ученый и астроном, глава комитета экспертов по морским путешествиям при португальском королевском дворе;
Авраам Сеньёр, главный судья евреев Кастилии, самый влиятельный человек при испанском дворе;
дон Исаак Бен Иехуда Абрабанель, один из лидеров испанских евреев, бывший казначей португальского короля Альфонса, финансист испанского двора;
Альфонсо де ла Кабалерия, марран, знаменитый испанский аристократ, советник короля Фердинанда.
Колумб действительно старался общаться почти исключительно с евреями или марранами. Даже в своем завещании он указывает дать «половину серебряной марки - тому еврею, что живет у ворот Лиссабонского гетто».
Собственно говоря, и сама экспедиция сделалась возможным исключительно благодаря евреям. Как пишут исследователи «красивая история, что путешествие финансировалось путем заклада драгоценностей королевы Изабеллы, блекнет при свете документального исследования. При испанском дворе пользовались влиянием трое марранов: арендатор королевских налогов и канцлер Арагона – Луис де Сантагель (Сантахель), королевский казначей и государственный канцлер Габриэль Санхец (Санчес) и друг обоих, королевский камергер Хуан Кабреро. Они описывали королеве Изабелле блестящую картину баснословных богатств Индии, приплыть в которую обещал Колумб. Под влиянием их рассказов королева, наконец, предложила отдать свои драгоценности в заклад для получения средств на снаряжение экспедиции. Но Сантагель просил дозволить ему самому дать на это деньги: 17.000 дукатов...».
Перед первой экспедицией Колумба консультировал знаменитый математик и навигатор еврей Авраам Закуто, сконструировавший астролябию (прибор, служивший до 18 века для определения широты и долготы). Закуто также был известным раввином.

Христофор Колумб посещает Закуто в его научном кабинете
Историки пишут, что «экипаж Колумба на треть (а то и наполовину) состоял из евреев». Во всяком случае, документы сохранили для нас имена пяти из них – маррана Луиса де Торреса (который принял христианство перед указом об изгнании евреев) в качестве переводчика – знатока иврита и арамейского, Марко в качестве фельдшера, Берналя в качестве врача и двух матросов – Алонзо де ла Калле и Габриэля Санхеса. Луис де Торрес первым увидел землю и высадился на берег (кстати, он же первым открыл употребление табака)».
В распоряжение Колумба было предоставлено два судна. А третье, как уже отмечалось, снарядили богатые судовладельцы из Палоса – братья Пинсоны. Оба они были из «новых христиан». Так называли евреев, которые спаслись от преследования инквизиции переменой веры. Старший брат, Мартин Алонсо Пинсон, стал капитаном каравеллы «Пинта». А младший, Винсент Янес Пинсон, управлял самым маленьким кораблем – «Ниньей» («Деткой»). Сам Колумб вел флагманский корабль «Санта-Марию».
Как указывает Файнштейн, «многие источники сообщают о том, что родители Колумба были крещены. Его фамилия, как это записано в материалах короля Фердинанда и Изабеллы, была «Колон», еврейский вариант более распространенного в Испании имени «Колом» или «Коломбо».
Раввин Рональд Герсон указывает на документы из испанского города Потеведра, свидетельствующие о совместном бизнесе Доминго Колона (отца Колумба) и еврейской семьей Фонтеросса. А энциклопедия Брокгауза и Эфрона ссылается на епископские акты, в которых установлено, что между 1428 и 1528 годами в этом городе проживало семейство Колон, члены которого вступали в брак с членами семейства Фонтерозас, еврейского происхождения. Мать Колумба – Сузанна Фонтеросса (Фонтерозас) была дочерью еврея Якобо Фонтеросса и внучкой Авраама Фонтеросса.
И, наконец, последними кажущимися многим историкам доказательствами еврейского происхождения Христофора Колумба являются общеизвестные факты, которые приводит в своей статье Файнштейн – «Уникальна подпись Колумба – треугольная, очень похожая на надписи, выгравированные на многих еврейских кладбищах в Испании и Южной Франции. Наконец, в верхнем левом углу своих писем сыну Диего, Колумб писал буквами на иврите «ב"ה», означающие еврейское благословение «Ба Эзрат ха-Шем» («С Б-жьей Помощью»). Пожалуй, можно с уверенностью утверждать, что ни один христианин (а уж тем более во времена инквизиции!) ни в одном письменном документе не решил бы ставить знак брахи (особую форму письменного еврейского благословления) в верхний угол письма, как делают религиозные евреи до сих пор во всем мире».

Подпись Христофора Колумба

В верхнем левом углу надпись «Ба Эзрат ха-Шем»
Для этого ему, как минимум, необходимо было не только выучить иврит, но и специально изучить особую форму еврейских благословлений, причем сделать все это он должен был во времена преследования евреев и неграмотности большинства нееврейского населения.
Как пишет журналист А. Громов «своим открытием Америки Колумб обратил «поневоле» в христианство сотни тысяч индейцев, отдал под власть папского престола огромные территории, а за такую заслугу обычно канонизировали, или причисляли к лику святых. Первая попытка сделать Колумба святым была предпринята еще больше ста лет назад, в 1886 году, французом Розелем де Лориком, и святая Церковь начала необходимое для совершения этого акта расследование. Потом об этом просто перестали упоминать в прессе».
Но в 1992 году с просьбой о канонизации Колумба обратилось само правительство Колумбии. «На носу» был пятисотлетний юбилей открытия Америки, и признать Колумба святым было бы очень кстати. Но после изучения ватиканских архивов снова был дан отрицательный ответ – «личная жизнь Колумба вовсе не была безупречной, и поэтому святым он быть не может».
Что же за информация хранится о Колумбе в секретных архивах Ватикана? Быть может действительно «небезупречная личная жизнь» Колумба, а не его еврейское происхождение препятствовало его канонизации? Впрочем, это уже не имеет значения. Имя Колумба гораздо более известно народам мира, чем имена многих канонизированных Ватиканом святых. Но не только еврейское происхождение самого Колумба интересно в этой истории, сама цель путешествия, по утверждениям многих историков, впечатляет нас еще больше.
Вот, что пишет по этому поводу знаменитый Захария Ситчин, автор нашумевших во всем мире «Хроник Земли»: «В настоящее время общепризнанным является тот факт, что целью путешествия Колумба было не просто найти новые пути в Индию. Существуют веские основания полагать, что Колумб был евреем, вынужденным принять христианство, а те, кто оказывал ему финансовую помощь –  тоже крещеные евреи, – видели в его затее возможность бегства в новые, свободные земли.
Фердинанд и Изабелла мечтали о райских реках и источниках вечной молодости. У самого Колумба тоже были тайные амбиции, часть которых он доверял лишь своим дневникам. Он считал, что именно ему предназначено стать исполнителем древних пророчеств о начале новой эры, которая наступит после открытия новых стран «на краю Земли». Однако он был в достаточной степени реалистом, чтобы понимать, что из всей привезенной им из первого путешествия информации наибольшее внимание привлекут рассказы о золоте».
Как писал сам Колумб, «Для выполнения плавания в Индию, мне ни в чем не были нужны доводы разума, математика или географические карты. Это было простым исполнением пророчества пророка Исайи».
О чем же говорит пророчество Ишайяу (Исайи)? Стоит прислушаться к Б. Мазару, который пишет о самой сути его пророчеств: «Пророчества Ишайяу способствовали возрождению надежд на установление мира в Стране Израиля, на избавление Иудеи и Израиля, на их объединение в один народ и в одно государство со столицей в Иерушалаиме, с Храмом в качестве их духовного центра и с мессией из рода Давида в роли царя». Пожалуй, основной пафос пророчества достаточно ярко высказан в следующих выражениях – «Не бойся, ибо с тобой Я; от Востока приведу семя твое, и от Запада соберу тебя. Скажу Северу: «Отдай!» и Югу: «Не удерживай!» Приведи сынов Моих издалека и дочерей Моих – от конца земли».
Симон Визенталь пишет в своей книге «Матросы надежды: секретная миссия Христофора Колумба», что само путешествие было предпринято с целью поиска потерянных еврейских колен. Вспомним, кстати, что Колумб взял с собой в качестве переводчика Де Торесса, владевшего ивритом и арамейским – языками, которыми навряд ли могли владеть индусы (хотя речь якобы шла об открытии пути в Индию), но на которых могли говорить потерянные колена Израиля.
Историки указывают на достаточно большое количество косвенных указаний на то, что Колумб имел точное представление о том, куда он плывет. А если мы вспомним, что через 150 лет после путешествия Колумба вышла знаменитая книга прославленного раввина Менаше бен Исраэля «Микве Исраэль» («Надежда Израиля»), написанная по свидетельствам марранов, добравшихся из Южной Америки в Амстердам, и доказывающая существование там индейских племен, считающих себя потомками колен Реувена и Леви и произносящих основную еврейскую молитву «Шма Исраэль», то стремления Колумба не покажутся нам уже столь иллюзорными и странными.
Все большее и большее число исследователей в настоящее время приходит к выводу, что целью Колумба было не открытие морского пути в Индию и не личное обогащение, а нахождение места для поселения евреев в «земле потерянных колен». Его современники описывают, что они никогда не видели человека, столь одержимого своей идеей, столь поглощенного ею, который смог всю свою жизнь подчинить тому, чтобы замысел его превратился в реальность. На взгляд своих современников христиан, он вел себя «словно помешанный». Его считали «либо сумасшедшим, либо аферистом». Почти пять лет он добивался отправки экспедиции из Португалии, а потом еще долгих семь лет ждал этого момента в Испании.
Даже открытый Колумбом новый континент носит название «Америка» в честь Америго Веспуччи, а не «Колумбия» в честь Христофора Колумба. В этом виноват и сам Колумб, отказывавшийся признать, что открытые им земли не являются Индией.

1. Основные сведения о Колумбе.
2. Астрокарта Христофора Колумба.
3. Христофор Колумб и астроном/астролог Авраам Закуто.
4. Христофор Колумб и Изабелла I Кастильская.
5. Христофор Колумб и Америго Веспуччи.
6. Христофор Колумб и Васко де Бальбоа.
7. Христофор Колумб и Фернан Магеллан.

Копирование и использование данных материалов разрешается и даже приветствуется в случае указания на наш вэб-сайт как на источник получения информации.