Астрология в Красноярске

Массовые беспорядки в Казахстане 1986,1989 и 2011 годов:
астрологический анализ

На главную страницу    
Буралков А.А.

1. Общие сведения о беспорядках в Казахстане.
2. Желтосан-1986 и его астроанализ.
3. Беспорядки в Новом Узене в 1989 году и их астроанализ.
4. Беспорядки в Жанаозене в 2011 году и их астроанализ.

1. Общие сведения о беспорядках в Казахстане. Очередные тревожные новости из сопредельного с Россией государства принесли СМИ – 16.12.2011 г., в день празднования 20-летия независимости Республики, полиция города Жанаозен на юго-западе Казахстана открыла огонь по участникам массовых беспорядков на центральной площади, в результате чего погибли 13, ранены 99 человек (оппозиция сообщает о 55 погибших). В ходе беспорядков погромам подверглись крупные магазины, торговые дома, мебельные салоны, торговые точки на остановочных комплексах, гостиница, акимат, офис партии власти «Нур Отан» и другие объекты в районе городской площади. На некоторых зданиях видны следы пожаров. Всего в городе было сожжено 46 зданий и несколько автомобилей. Власти оценили ущерб от беспорядков на западе страны в 13 миллионов долларов. Еще 8,4 миллиона долларов правительство выделит на обеспечение повседневных нужд – уборку города, транспорт и снабжение госаппарата.
Президент Республики Казахстан (РК) Нурсултан Назарбаев ввел в Жанаозене режим ЧП. До 5 января в городе будет действовать комендантский час, запрещены митинги, ограничена фото- и видеосъемка. Город был буквально парализован на всех уровнях: продавцы на рынках и в магазинах установили на окна железные решетки. В город были введены внутренние войска и дополнительные подразделения полиции, спецназ и бронетехника. На въезде в город поставили бетонные блоки. Жанаозенские школы прекратили работу до января.
Причиной беспорядков стали выступления работников нефтяной компании «Озенмунайгаз», с мая 2011 года требовавших повышения зарплат (точнее, чтобы при начислении зарплат учитывались повышающие коэффициенты). При этом часть персонала отказалась выходить на работу. Работодатель требования бастующих счел необоснованными. Многие из участников забастовки (порядка 2000) были уволены «за отсутствие на рабочем месте без уважительной причины». При этом бывшие сотрудники продолжали акции протеста – по привычке их называли «бастующими», хотя фактически речь шла уже не о забастовке, а о попытке вернуть себе рабочие места.
Бастующие (и те, кто был уволен) собирались на центральной площади Жанаозена – у здания городской администрации. В целом акции проходили спокойно. Со стороны властей имели место попытки разогнать собравшихся, однако до столкновений «стенка на стенку» дело не доходило.
Бастовавшие рабочие 16 декабря также были на центральной площади города. По некоторым сведениям, они собирались в этот день наряду с экономическим требованиями, выдвинуть и политические – об отставке Президента Нурсултана Назарбаева. Предупреждая это, администрация города с утра решила на площади провести праздник. Поставили аппаратуру, елку, юрты и т.д. Бастующие посчитали это издевкой, потому что им было не до праздников. Рабочие возмутились – после семи месяцев забастовки они затруднены в средствах, отсюда и соответствующее настроение.
В распространенном видеоролике, видно, как нефтяники вытесняют с площади полицейских и людей в штатском, выбрасывают заграждения и т.д. Однако после этого начались события, к которым они не имели никакого отношения. Потому что во время поджога автобуса, акимата, гостиницы, здания компании «Озенмунайгаз» они находились на площади. По заявлению лидера незарегистрированной оппозиционной партии «Алга» Владимира Козлова, это сделала какая-то другая группа людей.
«И мы, и сами бастующие считают, что все, что произошло сегодня, не в их интересах. Потому что это дает повод для применения силы. Полиция сначала забросила на площадь шашки со слезоточивым газом, но нефтяники остались стоять. Потом полиция и войска, видимо, определив, кто все это сделал, преследует группу этих людей. И, видимо, силовикам был дан приказ на применение огнестрельного оружия. Потому что когда мы звонили нефтяникам, были слышны выстрелы», – рассказал В. Козлов.
На следующий день беспорядки перекинулись на железнодорожную станцию Шетпе, где было заблокировано движение железнодорожного транспорта. По сообщению Генпрокуратуры РК, «около 50 хулиганов оказали сотрудникам полиции активное сопротивление, подожгли тепловоз грузового поезда, забросали вагоны бутылками с горючими жидкостями». После этого погромы продолжились в самом поселке, где нападавшие подожгли новогоднюю елку, разбили камнями витрины магазинов, стекла автотранспорта. Полицейские открыли огонь, в результате чего было ранено более десятка человек, один погиб.
18 декабря на площадь Ынтымак в городе Актау, центре Мангистауской области, в 150 км от Жанаозене, пришли около 400 человек, чтобы выразить солидарность с нефтяниками Жанаозена. Вначале сил правопорядка было немного, но во второй половине дня площадь оцепила полиция, вооруженная дубинками и автоматами. Параллельно с выступлениями в интернете появилось открытое письмо властям Казахстана от жителей Актау, в котором те призывают принять меры в отношении провокаторов, дестабилизирующих обстановку в городе.
19 декабря на митинг против репрессий, которые власть применила к участникам беспорядков в Жанаозене, на площади перед областной администрацией собралось около 200 человек. На транспарантах митингующих написано «Нет репрессиям – мы не мародеры!». Площадь была оцеплена полицией, однако протестная акция проходила без значительных эксцессов. Как заявил журналистам генеральный прокурор РК Нурдаулет Суиндиков, «каких-либо конфликтов с правоохранительными органами или каких-то радикальных требований» со стороны участников митинга пока не было.
В то же время казахстанское оппозиционное незарегистрированное объединение «Халык майданы – Народный фронт» 20.12.2011 г. заявило, что протесты в Жанаозене не прекратились, а только лишь перешли в скрытую форму. «Неоправданно жесткие меры, применяемые спецподразделениями полиции, и нацеленные на силовое подавление протеста, приводят к обратному эффекту. Протесты принимают форму партизанской войны, в Жанаозене по ночам слышна автоматная стрельба и ружейные выстрелы», – говорится в заявлении «Народного фронта».
Беспорядки в Жанаозене, сопровождавшиеся гибелью людей, стали крайне тревожным сигналом для Казахстана, который до сих пор считался более стабильной и спокойной страной, чем многие ее соседи на постсоветском пространстве. Вне зависимости от того, как события будут развиваться дальше, по образу «стабильности», создаваемому властями на протяжении 20 лет, нанесен серьезный удар.
Следует учесть, что события в Жанаозене в декабре 2011 годы были не первыми беспорядками в Казахстане. В этом городе в 1989 году происходили еще большие волнения и беспорядки на этнической почве, а в 1986 году крупные волнения молодежи произошли в столице Казахской СССР – Алма-Ате и ее других городах. Потому для установления причин беспорядков в Казахстане в разные годы советского и постсоветского периодов обратимся истории Казахстана ХХ века.
Казахская Советская Социалистическая Республика, входившая в состав СССР, первоначально была образована 26 августа 1920 года как Киргизская АССР в составе РСФСР со столицей в Оренбурге. В апреле 1925 года была переименована в Казакскую АССР. В феврале 1925 года Оренбургская область была выведена из состава Киргизской АССР и передана РСФСР, а столица была перенесена в Кзыл-Орду (1925), потом в Алма-Ату (1927). В результате национально-государственного размежевания Средней Азии в 1924-1925 гг. все казахские земли объединились. Тогда же Киргизская АССР была переименована в Казахскую АССР.
В марте 1930 года от нее была отделена Каракалпакия, позже переданная в состав Узбекской ССР. 5 декабря 1936 года Казахской АССР был придан статус союзной республики с названием Казахская Советская Социалистическая Республика. 10 декабря 1991 года название государства «Казахская Советская Социалистическая Республика» было изменено на «Республика Казахстан». 16 декабря 1991 года Казахстан последней из советских республик объявил о своей независимости. В 1998 году столица перенесена в город Акмолу, получившим новое название – Астана.
Карта Казахской ССР/Республики Казахстан
Казахская ССР являлась второй по площади республикой после РСФСР. Площадь 2717,3 тысяч кв. км. Население в 1989 году составляло 16 465 тысяч человек.
Важной особенностью Казахстана является разветвленная клановая система структурной организации общества, которая была вызвана к жизни особенностями исторического опыта адаптации казахов-кочевников к экстремальным условиям засушливой среды обитания и связанной с ними традицией передачи практических знаний исключительно по вертикальным патримониальным каналам межпоколенных связей. Необходимая для выживания адаптационная информация в условиях жесткой конкуренции между кочевниками за пастбища и водные источники накапливалась на протяжении веков и носила фактически эзотерический характер, т.е. распространялась как знание «для своих».
Традиционно казахское общество подразделялось на три жуза: Старший (Улы), Средний (Орта) и Младший (Киши). Происхождение казахских жузов было связано с географическим фактором – естественным выделением в географическом пространстве Казахстана трех частей: Семиречья, Западного Казахстана (на запад от Мугоджарских гор) и Восточного Казахстана, расположенного к востоку от южных предгорий Уральских гор.
Для каждой из этих зон была характерна определенная специфика культурно-исторических процессов. Соответственно, жузы представляют собой исторически сложившиеся этно-территориальные объединения казахов-кочевников, отличавшиеся друг от друга некоторыми параметрами этногенеза, социально-экономической жизни, быта и культуры составлявших их групп кочевого населения.
В Старший жуз входили племена: жалаир, ошакты, дулат, канлы, шынышклы, албан, суан, шапрашты, сарыуйсун, сргели, ысты. Средний жуз составляли племена: аргын, найман, кипчак, керей, уак, таракты и конрад. Казахи Младшего жуза подразделялись на три крупных поколения: алимулы, байулы и жетыру. Каждое звено этой структуры жузов, например, поколение или племя, дробилось в свою очередь, на множество более мелких групп - родов и их отделений, подродов и т.п., тесно связанных между собой традицией единого генеалогического древа. Все они, как и система в целом, имели сложные генеалогические предания, возводившие их происхождение к одному реальному, либо легендарному предку. По отдельным подсчетам, на рубеже XVII-XVIII веков в состав трех жузов казахов входило около 112 подобных подразделений или кланов.
Вне жузовой классификации состоят: Торе, прямые потомки Чингисхана по мужской линии; Кожа – считаются потомками дочери Мухаммеда Фатимы и Али; Толенгит – каста бывших джунгарских (калмыкских) военнопленных, из которых образовывались ханская дружина, телохранители и придворная прислуга.
Торе считались «белой костью» – то есть аристократами; Кожа – «драгоценнейшим потомством».
Примерные территории кочевий жузов в начале XX века
У казахских жузов имелись следующие особенности: внутреннее региональное единство; этническое единство; культурно-хозяйственная общность; общность политического руководства.
Поскольку население жуза проживало в определенной географической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собой более крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами. В связи с этим складывалась особая внутриэтническая общность со своими традициями, привычками, обычаями. Жузы отличались внутренней сплоченностью и в руководстве власть. Каждый жуз имел своего бия (судью), а во времена Казахского ханства – своего хана. Казахские жузы были хозяйственно-культурными и политическими частями казахского народа. В мирное время большинство внутренних проблем, отношений решались внутри самих жузов.
Вместе с тем, между казахскими жузами существовали политические, хозяйственно-культурные, этнические связи. Между родами и племенами, занимавшимися кочевым скотоводством, устанавливались тесные хозяйственные взаимоотношения, завязывались торговые связи, заключались браки. Общая этнокультура, языковое, бытовое и хозяйственное единство играли прочную связующую роль. Если над общей родиной сгущались тучи, вставал вопрос о её защите, то все казахские жузы объединялись в одну мощную силу. Не возникало никаких разногласий по поводу того, какому жузу относится та или иная территория: под угрозой была казахская земля. Внутренняя близость, патриотизм проявлялись во время джунгарских набегов на казахскую землю. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались на курултаях.
Попытки царского, а затем и советского правительства реформировать традиционную систему управления казахского общества оказались малопродуктивными, так как традиционная родоплеменная организация казахов довольно успешно адаптировала все новации. Изменить «кочевой менталитет» оказались не в состоянии даже «кавалеристские» атаки советских властей на казахский аул и коренная ломка социально-экономического уклада степных номадов периода 1920-х годов.
Родоплеменная организация продемонстрировала свою исключительную устойчивость и способность к самовоспроизведению вплоть до настоящего времени. Каждый казах и ныне знает, к какому жузу, племени и роду он принадлежит. Так, Президент РК Нурсултан Назарбаев принадлежит к Старшему жузу, племени Шапрашты.
Жанаозен – это традиционная территория Младшего жуза, рода Адай. В Казахстане адайцы известны своей воинственностью и агрессивным поведением и не раз демонстрировали свой горячий нрав. Казахи всегда были весьма чувствительны к национальному вопросу, в том числе после присоединения к царской России. В советское время первые лица в партийной и хозяйственной номенклатуре, выполнявшие представительские функции, всегда были казахами, а их помощниками, осуществлявшими практическую работу,  – русские, причем хорошо знающими Казахстан, его реалии и обычаи.

1. Общие сведения о беспорядках в Казахстане.
2. Желтосан-1986 и его астроанализ.
3. Беспорядки в Новом Узене в 1989 году и их астроанализ.
4. Беспорядки в Жанаозене в 2011 году и их астроанализ.

Копирование и использование данных материалов разрешается и даже приветствуется в случае указания на наш вэб-сайт как на источник получения информации.