Астрология в Красноярске

Трагедия на космодроме Байконур 1960 года в свете астрологии

На главную страницу    
Буралков А.А.
Астролог, 2010, № 12
Часть 1. Основные сведения о катастрофе ракеты Р-16 и ее астрокарта.
Часть 2. Астропортреты главных участников катастрофы с ракетой Р-16 в 1960 г.
Часть 3. Катастрофа 1960 г. с ракетой Р-16 на астрокарте космодрома Байконур.

50 лет назад, 24 октября 1960 г. в 18:45 местного времени (12:45 GMT) на площадке № 41 полигона Тюра-Там, названного после полета Ю.А. Гагарина космодромом Байконур, произошла самая крупная в мировой ракетной технике катастрофа: на стартовом столе произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени межконтинентальной баллистической ракеты Р-16, взрыв баков первой ступени и сильнейший пожар, в котором, по разным источникам, погибли от 74 до 126 человек, многие получили сильнейшие ожоги. Долгое время эта трагедия в СССР замалчивалась, лишь в 1989 году о ней стало известно общественности.
Родным и близким погибших сообщили, что произошла авиакатастрофа. Но число погибших в ней было неизвестно. В середине девяностых утверждали, что погибших девяносто. Энциклопедия космонавтики насчитала 126 человек. Официально подтвержденный список жертв таков: погибших во время взрыва – 74, раненых – 49 человек, еще четверо умерли в госпитале.
Хотя гриф секретности с документов о трагедии снят, но и сейчас, спустя 50 лет, восстановить полную картину происшедшего и ее причины не так просто. Приходится сопоставлять данные разных источников, разных заинтересованных сторон и организаций.
Картина происшедшего на полигоне Тюра-Там будет неполной, если не учитывать обстановку в мире того времени. А обстановка была очень сложной – в разгаре была «холодная война» и шла подготовка к «горячей войне».
Еще в 1945 году, до окончания Второй мировой войны, США, обладая монополией на ядерную бомбу, разработали план атомной бомбардировки СССР (Меморандум ОРК США N 329 от 4.09.1945 г.). Объектами ударов были намечены 20 советских городов: Москва, Ленинград, Горький, Куйбышев, Свердловск, Новосибирск, Омск, Саратов, Казань, Баку, Ташкент, Челябинск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Пермь, Тбилиси, Новокузнецк, Грозный, Иркутск, Ярославль.
После этого каждый год США разрабатывали новые, более масштабные планы атомной атаки на СССР, уточняли и расширяли перечень целей на нашей территории. Так, в 1956 году по планам Пентагона число целей на территории СССР для атомного уничтожения составило 2997; в 1957 году число целей ударов было увеличено до 3261, а в 1959 году – до 8400.
Для плана «Дропшот» (англ. Dropshot – падающий удар), разработка которого началась в 1949 году, была назначена и точная дата начала войны – 1 января 1957 года. К этому времени планировалось иметь преимущество над СССР в числе атомных бомб в соотношении 10 к 1. В этот день планировалось напасть на СССР, сбросить на первом этапе 300 атомных бомб по 50 килотонн на 100 советских городов, из них 25 – на Москву, 22 – на Ленинград, 10 – на Свердловск, 8 – на Киев, 5 – на Днепропетровск, 2 – на Львов и т.д. США скрупулезно подсчитали, что в результате этой атомной бомбардировки, а также применения сначала 250 тысяч тонн обычных бомб, а всего – 6 млн. тонн обычных бомб, погибнет около 60 млн. граждан СССР, а всего с учетом дальнейших боевых действий погибнет свыше 100 млн. советских людей.
И это расчетные, а потому заниженные, цифры. План «Дропшот» был рассекречен и опубликован в США в 1978 г. (http://www.allworldwars.com/index.htm ).
Единственным условием начала войны было накопление Соединенными Штатами определенного количества ядерных бомб и другого вооружения, а также наступление намеченной даты. План «Дропшот», как и другие подобные планы не состоялись, исключительно потому, что СССР в 1949 году взорвал свою собственную атомную бомбу, а в 1953 году – еще и термоядерную. Однако СССР в 1960-е годы значительно отставал от США по числу ядерных зарядов (рис. 1). Кроме того, если американские средства атомного нападения располагались вблизи границ СССР с малым подлетным временем, то нам для «удара возмездия» необходимо было доставить наши атомные бомбы через океан, а это без малого 12 000 км. Советскому Союзу, чтобы выжить, требовалось срочно создать надежные и быстрые средства доставки ядерных боезарядов, в первую очередь, межконтинентальные баллистические ракет (МБР). 
Рис. 1. Количество ядерных боеголовок у США и СССР/России
(включая тактическое ядерное оружие)
Первую советскую межконтинентальную двухступенчатую ракету, Р-7 (индекс ГРАУ – Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны СССР  – 8К72) с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полета 8 тысяч км, создал в 1957 году академик С.П. Королев. В ней для двигателей использовалось двухкомпонентное топливо: окислитель – жидкий кислород, горючее – керосин Т-1. Именно эта ракета вывела на орбиту и первый советский спутник земли, и первого советского космонавта.
Однако ракетный комплекс с Р-7 получился громоздким, уязвимым и очень дорогим и сложным в эксплуатации. К тому же в заправленном состоянии ракета могла находиться не более 30 суток, так как охлаждение кислорода – слишком сложный процесс. К тому же кислород со временем испарялся. Для создания и пополнения необходимого запаса кислорода для развернутых ракет нужен был целый завод. Комплекс имел низкую боевую готовность. Недостаточной была и точность стрельбы. Всего было построено четыре стартовых сооружения.
12 сентября 1960 года на вооружение была принята МБР Р-7А. Она имела несколько большую (на 500 км) дальность стрельбы, новую головную часть и упрощенную систему радиоуправления. Но добиться заметного улучшения боевых и эксплуатационных характеристик не удалось.
Потому для войны с Америкой Р-7 была бесполезной, так как только для запуска ей требовались несколько часов, а заокеанские аналоги преодолевали этот самый океан за минуты. Ускорить процесс запуска ракеты можно было при использовании в качестве топлива не керосина с кислородом, а смертельно опасных кислотных компонентов. Такой ракете для подготовки нужно не более получаса.
В таких ракетах главным компонентом высококипящего (температура кипения выше 0 °C) топлива служит «гептил», несимметричный диметилгидразин (НДМГ) (CH3)2N2H2, химическая формула C2H8N2. В качестве окислителя в паре с НДМГ применяется тетраоксид азота N2O4 (АТ), чистый, или в смеси с азотной кислотой. НДМГ самовоспламеняется при контакте с окислителями на основе азотной кислоты и АТ, что упрощает конструкцию и обеспечивает легкий запуск и возможность многократного включения ракетных двигателей.
Однако НДМГ обладает сильным токсическим и мутагенным действием (в 4 раза токсичнее синильной кислоты). При воздействии на организм человека вызывает: раздражение слизистых оболочек глаз, дыхательных путей и легких; сильное возбуждение центральной нервной системы; расстройство желудочно-кишечного тракта (тошнота, рвота), в больших концентрациях может наступить потеря сознания.
Сделать ракету «на кислоте», т.е. на высококипящих компонентах топлива, Н.С. Хрущев предлагал Сергею Королеву, но тот отказался, и эту работу 13 мая 1959 года передали его конкуренту Михаилу Янгелю, возглавлявшему отдельное (особое) конструкторское бюро (ОКБ) «Южное» в Днепропетровске. Ракета Р-16 была изготовлена Южным машиностроительным заводом в кооперации с ОКБ, институтами и предприятиями Советского Союза.
Р-16 (заводской индекс 8К64, кодовое наименование в США SS-7, кодовое наименование в NATO – «Saddler») имела защищенную автономную инерциальную систему управления (СУ). Она включала автоматы угловой стабилизации, стабилизации центра масс, систему регулирования кажущейся скорости, систему одновременного опорожнения баков, автомат управления дальностью. В качестве чувствительного элемента СУ впервые на советских межконтинентальных ракетах была применена гиростабилизированная платформа на шарикоподшипниковом подвесе. МБР Р-16 оснащалась отделяемой моноблочной головной частью двух типов, отличавшихся мощностью термоядерного заряда (порядка 3 Мт и 6 Мт). От мощности головной части зависела максимальная дальность полета, колебавшаяся в пределах от 11000 до 13000 км.
Р-16 должна была стать базовой ракетой для создания группировки межконтинентальных ракет ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Наземный стартовый комплекс включал боевую позицию с двумя пусковыми устройствами, одним общим командным пунктом и хранилищем ракетного топлива. Пуск ракеты осуществлялся после ее установки на пусковой стол, заправки компонентами ракетного топлива и сжатыми газами, проведения операций по прицеливанию. Все эти операции занимали довольно много времени. Чтобы его сократить, были введены четыре степени технической готовности, характеризовавшиеся определенным временем до возможного старта, которое было необходимо затратить для выполнения ряда операций по предстартовой подготовке и запуску ракеты. В высшей степени готовности МБР Р-16 могла стартовать через 30 минут.
А США, по состоянию на 1960 год, имели, кроме многочисленных баз вокруг СССР, стратегическую авиацию, океанский флот и около 40 стартовых позиций межконтинентальных баллистических ракет.
В этих условиях разработка ракеты Р-16 шла ускоренными темпами и уже 26 сентября 1960 г. она находилась на полигоне в монтажно-испытательном корпусе (МИК). В процессе технической подготовки ракеты выявлялись отдельные недостатки в аппаратуре системы управления и кабельной сети, которые устранялись силами специалистов промышленности и военнослужащих полигона. Работали в две смены. Днем военные специалисты совместно с представителями ОКБ и заводов готовили ракету, а ночью представители промышленности под контролем военной приемки дорабатывали все, что было необходимо.
Провести испытание ракеты Р-16 решили в октябре 1960 года, в честь праздника Октябрьской Революции. На Байконуре все работали круглосуточно – с Дальнего Востока сюда перебросили артиллерийский полк, находящийся в подчинении лично маршала артиллерии Митрофана Неделина, который с декабря 1959 года возглавлял новые РВСН. Неделин прибыл за три дня до времени нажатия кнопки «пуск». О результатах подготовки маршал докладывал Хрущеву и Брежневу лично. Последний являлся главный «смотрящим» от партии в ракетной отрасли. Ситуация вокруг МБР Р-16 обострялась тем, что накануне, 8 октября, был осуществлен пуск американской ракеты «Атлас» на фантастическую дальность 14500 км. Наша ракета 8К64 Р-16 была бы достойным ответом США, хоть и с немного меньшей дальностью, в преддверии открытия 25 октября очередной сессии Верховного Совета РСФСР и ноябрьских праздников.
Потому разработчики ракеты 8К64 старались поскорее запустить первую советскую, по-настоящему боевую, межконтинентальную ракету. К тому же, сказывалось и соперничество двух выдающихся конструкторов Янгеля и Королева и, соответственно, их коллективов. Ведь пуски ракет происходили с пусковых площадок одного и того же полигона. Разработчики встречались друг с другом, обмен информацией между ними был свободным, некоторые фирмы были смежниками, а головной заказчик – общим. Однако острое соперничество ОКБ М.К. Янгеля и ОКБ С.П. Королева продолжалось и на полигоне.
Утром 21 октября Р-16 высотой с двенадцатиэтажный дом (30 м) была вывезена на стартовую площадку и началась ее предстартовая подготовка. Вес ракеты составлял 140 тонн, из них 130 – это смертельно опасное топливо: горючее и окислитель.
Ее предстартовые испытания были закончены к 23 октября. В тот же день ракета была заправлена компонентами топлива. Вот здесь и начались отклонения от технологической схемы пуска, причем, при прорыве пиромембран были допущены ошибки – обнаружена течь одного из компонентов (подставили корыто), самопроизвольно подорвались пиропатроны отсечных клапанов газогенератора первого блока маршевого двигателя первой ступени. В целом было допущено семь отступлений от штатной схемы пуска, два из них оказались фатальными.
Потому пуск был перенесен на 24 октября и утром Госкомиссией было принято решение о продолжении подготовки к пуску при допущенных отступлениях от штатной технологии работ. Большинство специалистов высказалось за продолжение работ и пуск. Отдельные голоса, требовавшие осторожности, тонули в общем хоре. Около 250 человек, окружавших ракету, готовы были на любой риск, лишь бы пустить ракету.
Стремясь всемерно ускорить пуск ракеты и не оказаться виновными в какой-либо задержке, каждый разработчик, каждая организация стремились максимально подготовить свою систему. Так, разработчики пневмогидравлической системы, опасаясь, что при штатном пуске может произойти задержка из-за непрорыва пиромембран в магистралях компонентов, пошли на прорыв их нештатно, и компоненты топлива были готовы поступить в двигатели при срабатывании соответствующих клапанов. Эта операция была выполнена с помощью срочно разработанного пульта, что привело к первым ошибкам с прорывом мембран. Если бы прорыв мембран был выполнен штатно, т.е. по отработанной и утвержденной технологии, то это произошло бы в момент пуска ракеты, когда на позиции не было людей, а операции и работы с системой управления и комплексной схемой не могли привести к запуску двигателей.
Разработчики ампульных батарей электропитания, опасаясь, что их автоматическое заполнение электролитом в процессе пуска может не произойти, произвели эту операцию вручную. Батареи были установлены на борт ракеты и подключены, в результате чего на борту появилось рабочее напряжение. Таким образом, два основных элемента, препятствующих несвоевременному запуску двигателей и обеспечивающих безопасность работы с ракетой, были устранены. Компоненты топлива поступили к клапанам двигателя управляемым СУ, и было подано питание на элементы управления.
Уже при обнаружении течи из баков ракеты с компонентами топлива с интенсивностью до 150 капель в минуту запуск нужно было останавливать, топливо сливать и устранять неисправность. Но тогда пришлось бы отложить испытания ракеты на 10-12 дней или даже на месяц, и комиссия приняла решение устранить неполадки прямо на заправленной ракете, без слива топлива, и перенести пуск на одни сутки. Такое решение нарушало все существующие инструкции для ракетчиков, но военно-политическая обстановка и партия требовали быстрого пуска ракеты и принятия ее на вооружение.
И здесь на сцену вышла гироскопическая платформа автономной системы управления ракетой, проблемы с которой начались еще во время автономных испытаний. Тогда было обнаружено, что на шаговый двигатель потенциометра по каналу тангажа (углу наклона продольной оси ракеты к горизонту) от блока усиления программируемых импульсов (БУПИ) хаотически поступали импульсы напряжения. Они проворачивали потенциометр, и на выходе гироплатформы появлялась ложная команда. Причину появления этих импульсов искали долго и совершенно случайно обнаружили, что они возникают на выходе БУПИ из-за низкой электромагнитной помехозащищенности прибора, срабатывавшего в момент включения или выключения обычного бытового вентилятора.
С тем, чтобы избавиться от влияния электромагнитных помех, было решено приостановить работу всех сильноточных электроустановок (портальных кранов, сварочного оборудования, других приборов) и запретить движение автотранспорта в радиусе одного километра от МИК. Такие чрезвычайные меры позволили закончить автономные испытания гироплатформы. Прибор установили на борт ракеты и провели заключительные операции перед ее транспортировкой на стартовую позицию.
Одним из основных элементов автономной системы управления ракеты являлся программный токораспределитель (ПТР) А-120 – командоаппарат, имеющий вал с кулачками, которые при вращении вала от шагового электропривода замыкают различные управляющие электрические цепи механизмов и агрегатов ракеты.
В ходе предстартовой подготовки ракеты ПТР А-120, разработанный харьковским ОКБ-692, отказал и его пришлось срочно менять. Однако, не успели харьковчане заменить программный прибор А-120 на новый, как главный конструктор гироприборов В.И. Кузнецов заявил, что не гарантирует точность попадания ракеты в цель, так как гироприборы при суточном стоянии могли сместиться с исходного положения. Необходимо перепроверить их состояние. Чтобы исключить всякую возможность появления ложной команды по каналу тангажа при пуске ракеты, представитель главного конструктора гироприборов предложил ввести в технологический график операцию по переустановке в исходное состояние шаговых двигателей со штатного наземного пульта системы управления.
Установка гироскопических приборов В.И. Кузнецова в исходное положение, абсолютно безопасная без поданного напряжения и целых мембранах, выполняемая тем же прибором, который запускает двигатель, стала теперь смертельно опасной.
Весь день 24 октября проходит в обстановке подлинной истерии, усугубляемой несколькими звонками Хрущева маршалу Неделину прямо на стартовую площадку. Пуск ракеты был назначен на 19:00 местного времени (LT); в 18:00 – за один час до старта начался обратный отсчет времени. Все работы на ракете должны проводиться последовательно – пока не закончено одно действие, не приступают к другому. Но суета и спешка привели к тому, что около сотни специалистов на Р-16 одновременно делали свое дело. Маршал Неделин находился на площадке, сидя в кресле в 15 метрах от ракеты, а члены Госкомиссии – на диване чуть подальше, хотя по инструкциям должны были наблюдать за работами в бункере в 3 км от стартовой площадки.
Спустя полчаса, в 18:30, была объявлена тридцатиминутная готовность. Все системы ракеты находились в боевом положении. В это время на площадке должен был находиться только боевой расчет, но на ракете продолжаются работы. На площадке – 200 человек. Время поджимает. Главный конструктор Янгель захотел покурить, но на площадке этого делать нельзя. И Михаил Кузьмич отошел в сторону бункера. Зажженная сигарета спасла ему и еще нескольким курившим человекам жизнь.
При выполнении операции «переустановка шаговых двигателей в исходное состояние» в момент замыкания контактов ПТР напряжение с шины питания, появившееся при подключении к бортовой кабельной сети автономно задействованной ампульной батареи второй ступени, поступило на цепи запуска пиростартера двигателя второй ступени и на электропневмоклапан наддува пусковых бачков.
В результате за 15 минут 07 секунд до старта, в 18:44:53 LT (11:44:53 GMT), при предстартовой подготовке ракеты Р-16 к пуску произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени. Мощная струя раскаленных газов за несколько секунд прожгла топливные баки первой ступени, что привело к их взрыву.
  Ракета раскололась пополам, и сто тридцать тонн токсичного самовозгорающегося топлива превратили стартовую площадку в кромешный ад. Топливо горело, запускались пороховые двигатели, срабатывали пиропатроны, взрывались газовые баллоны. Выжить, находясь в стометровой зоне, к тому же оцепленной колючей проволокой, было невозможно. Находившиеся на площадках обслуживания и у подножья ракеты люди сгорели в этом огненном смерче, оказавшиеся поодаль остались в живых, но сильно обгорели, обожглись азотной кислотой и отравились парами ядовитого топлива. Громадное облако желто-черного ядовитого дыма поплыло в сторону площадки № 95, отравляя все живое и дальше на своем пути.
При взрыве погибли главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии М.И. Неделин, заместитель министра общего машиностроения СССР Л.А. Гришин, многие конструкторы, инженеры, техники и военные. В некоторых источниках утверждается, что от Неделина, по одним сведениям, остались золотая звезда Героя Советского Союза, погон и наручные часы; по другим – пуговица и металлический ободок маршальской фуражки. Однако очевидцы утверждают, что вблизи ракеты от людей из-за высокой температуры пламени остались лишь черные пятна на сером асфальте: тени от полностью сгоревших тел испытателей. Все остальное просто испарилось.
Противопожарная установка, находившаяся в пятидесяти метрах от стартового стола, сгорела одной из первых. Тяжелораненым потребовалась срочная помощь, но врачи на испытаниях не были положены. Эвакуировать погибших и раненых начали только через три часа после аварии, когда огонь начал затухать сам собой. Для помощи раненым на космодроме просто не хватало ни бинтов, ни коек, ни медикаментов.
О случившейся трагедии Янгель отправил шифровку в Москву. Она тридцать лет хранилась в архиве Политбюро ЦК КПСС. Затем попала в архив Президента России. Теперь известен ее подлинный текст:
«В 18:45 по местному времени, за тридцать минут до пуска изделия «8 К 64», на заключительной операции при подготовке к пуску произошел пожар, вызвавший разрушение баков с компонентами топлива. В результате случившегося имеются жертвы в количестве до ста или более человек. В том числе со смертельным исходом несколько десятков человек. Главный маршал артиллерии М.И. Неделин, находился на площадке для испытаний. Сейчас его разыскивают. Прошу срочной медицинской помощи, пострадавшим от ожогов огнем и азотной кислотой.»
Получив шифрограмму, Хрущев перезвонил конструктору, выслушал его и задал один-единственный вопрос: «А ты почему жив?»
Через два дня после взрыва ракеты Хрущев позвонил Сергею Королеву и задал вопрос: «Что делать с Янгелем?». Королев ответил честно: «Это могло произойти и со мной, и с любым главным конструктором». Отчасти, эти слова оказались пророческими – ровно через три года катастрофа произошла с ракетой Королева Р-9А, при взрыве которой погибло 8 человек.
На следующий день утром на Байконур прибыла госкомиссия во главе с Леонидом Брежневым. Он несколько лет работал в Днепропетровске, где находилось ОКБ Янгеля, и неплохо для партработника знал проблемы ракетно-космической техники. Через несколько дней Брежнев сказал: «Никого наказывать не будем. Все себя уже наказали». На похоронах на Байконуре Гречко и Устинов плакали, Брежнев рыдал навзрыд. В день похорон на Байконуре впервые за много дней хлынул ливень. Люди говорили: природа плачет.
Выступивший 26 октября на госкомиссии М.К. Янгель заявил, что он как Главный конструктор комплекса и технический руководитель испытаний несет полную ответственность за все случившееся. По его мнению, количество жертв и пострадавших оказалось таким большим, потому что «с ракетой мы все были "на ты", тогда как с такой сложной техникой необходимо всегда обращаться только "на Вы"». Янгель утверждал, что если бы этого не случилось на полигоне, то произошло бы в другом месте и в другой обстановке, но уже с ядерной боевой головной частью. Масштабы разрушений и жертвы тогда были бы немыслимыми.
В тот же день были составлены два совершенно секретных документа, которые хранятся в архиве Президента России: доклад Правительственной комиссии Центральному Комитету КПСС и Техническое заключение по выяснению причин катастрофы. Оба эти документа были рассекречены только в 1995 году.
Ракетная гонка между тем продолжилась и второй испытательный пуск ракеты Р-16 состоялся 2 февраля 1961 года. Несмотря на то, что ракета упала на трассе полета из-за потери устойчивости, испытание показало жизнеспособность принятой конструкции. После анализа результатов и устранения недостатков испытания были продолжены. Они завершились в конце 1961 года и в том же году на боевое дежурство был поставлен первый ракетный полк: ракеты были развернуты на незащищенной наземной пусковой площадке. Позднее был разработан и шахтный вариант МБР Р-16У (8К64У). До 1965 года было развернуто 186 пусковых установок комплексов Р-16 и Р-16У. С 1976 года началось снятие ракеты Р-16 с вооружения и замена ее на новые виды МБР. Последняя ракета Р-16 была ликвидирована в 1978 году.
 
Ракета Р-16У в шахтной пусковой установке
На рис. 2. приведена карта трагедии на стартовой площадке № 41 космодрома Байконур 24.10.1960 г. в 11:45 GMT. Координаты площадки № 41 полигона взяты в Википедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/Байконур). В карте приведены и положения астероидов, связанных с трагедией на полигоне  своими именами: Baiconur (№ 2700), Yangel (№ 3039) и Kuznetsov  (№ 2233). Для маршала Неделина астероида, соответствующего его фамилии, найти не удалось.
 
Рис. 2. Карта взрыва ракеты Р-16 на 41-й площадке Байконура,
24.10.1960, 11:44:53 GMT, 45°58'31.82'' N; 63°39'35.14'' E 
 
Асцендент карты катастрофы Р-16 находится в 5°29 огненного Овна, а его управитель – Марс – расположен в 4 Доме земли в 14°07 водного Рака, в котором Марс находится в падении, слаб и склонен к истерическим реакциям и действиям. Если соотнести Рак с жидким топливом ракеты, то Марс в Раке в 4 Доме символически описывает жидкий (Рак)  огонь (Марс), пожар (Марс) на стартовой площадке (4 Дом).
Поскольку Марс является не только управителем Асцендента в Овне, но и вторым управителем (наряду с Плутоном) 8 Дома катастроф и смерти в Скорпионе, то такое положение Марса обусловило уничтожение ракеты и стартовой установки (Асцендент), гибель (8 Дом) большого числа людей.
Оппозиция Марса в 4 Доме с Сатурном в 13°01 Козерога в 10 Доме начальства показывает, что напряженная эмоциональная (Марс, Рак) обстановка на 41-й площадке (4 Дом) полигона была вызвана жестким давлением (Сатурн) властей (10 Дом) государства (Козерог), нехваткой времени (Сатурн, Козерог).
Вместе с тем, нахождение управителя Рака и 4 Дома – Луны – в 9 Доме идеологии в 23°35 очень оптимистичного Стрельца, да еще в соединении с экспансивным и очень сильным Юпитером в 29°43 Стрельца, показывает, что на пуск ракеты Р-16 всеми участниками (Луна) возлагались очень большие, просто громадные (Юпитер) надежды (Стрелец) в деле нашего ракетного (Стрелец) ответа зарубежному (9 Дом, Стрелец) американскому супостату.
Из-за соединения Марса с Черной Луной в 18°56 Рака в 4 Доме такие радостно-напряженные ожидания (Рак, Луна, Стрелец), близкие к эйфории, создавали искушение (Черная Луна) действовать (Марс) на стартовой площадке (4 Дом) быстро, скоро, без оглядки на трудности и проблемы с подготовкой ракеты к первому пуску.
Секстиль Солнца в 1°04 Скорпиона в 7 Доме партнеров и явных врагов с Юпитером, а также секстиль Хирона в 27°30 Водолея в 12 Доме тайн и скрытого с Юпитером и Луной в Стрельце в 9 Доме обеспечивали поддержку энтузиазма (Стрелец) среди ракетчиков (Стрелец, 9 Дом) со стороны властей и начальства (Солнце), надежд, возлагаемых на новую нестандартную (Хирон) автономную систему автоматического управления (Водолей) с использование гироскопов.
Из-за трина Юпитера и Луны в Стрельце к Урану в горделивого 25°09 Льва в 6 Доме работы всеобщий энтузиазм (Юпитер, Стрелец) и эмоциональный подъем (Луна, Стрелец) помогали всем занятым на подготовке к пуску ракеты (9 Дом, Уран) специалистам в работе (6 Дом).
Бисекстиль, сформированный Сатурном в Козероге в 10 Доме начальства, Плутоном в 7°35 Девы в 6 Доме работы и Нептуном в 8°35 Скорпиона, способствовал успешной работе (6 Дом) конструкторов (Сатурн в Козероге) и машиностроителей (Плутон в Деве) по созданию (6 Дом) ракеты как средства доставки ядерных (Плутон) зарядов, работающей на новом топливе (Нептун), имеющем высокие теплотворные характеристики, но очень ядовитом (Нептун в Скорпионе).
Однако присутствие в карте на рис. 2 трех Тау-квадратов не способствовало успешному запуску новой ракеты. Первый Тау-квадрат образован Марсом в 14°07 Рака в 4 Доме стартовой площадки полигона, Сатурном в 13°01 Козерога в 10 Доме начальства и астероидом в Yangel 11°57 Весов в 7 Доме партнеров и явных оппонентов. В соответствии с этой конфигурацией миротворческий и соглашательский настрой (Весы, 7 Дом) Главного конструктора Янгеля (астероид Yangel) в отношениях с другими (7 Дом) разработчиками систем ракеты еще больше усиливал эмоциональное напряжение (Марс в Раке) в большом коллективе специалистов на полигоне (4 Дом), работавших в условиях жесткого прессинга (Сатурн) со стороны руководства страны (Козерог, 10 Дом).
Ведь Янгель понимал опасность сложившейся ситуации после обнаружения опасной течи топлива, обращаясь 23 октября к маршалу Неделину с вопросом: «Может сольем все-таки топливо?» На что маршал ответил вопросом: «А что я скажу Никите [Хрущеву]?» И Янгель промолчал.
Второй Тау-квадрат сформирован Хироном в 27°30 Водолея в 12 доме бед и скрытых дефектов, Меркурием в 23°25 Скорпиона в 8 Доме катастроф и смерти, Ураном в 25°09 Льва в 6 Доме работы. В этой конфигурации применительно к обстоятельствам взрыва ракеты Р-16 Хирон отвечает за неадекватную и неоднозначную (Хирон) работу электрических (Водолей) устройств, включая и гироскопическую платформу; Меркурий – за технических специалистов, выполнявших работы на ракете и дававших рекомендации при принятии решений (Меркурий) о возможности продолжения работ по подготовке к пуску ракеты в весьма опасных и экстремальных (Скорпион, 8 Дом) условиях; Уран – сразу за несколько сторон испытательного пуска ракеты: а) за саму ракету (Уран); б) за бортовую систему управления, включая ПТР А-120 (Уран); в) за ампульные источники электропитания (Уран); г) за двигательную установку ракеты (Уран, Лев); д) за испытания аппаратуры и агрегатов Р-16 в МИК (Уран, 6 Дом); е) за мощный взрыв (Уран, Лев) ракеты.
Третий Тау-квадрат включает в себя астероид Baiconur 7°59 Рыб в 12 Доме несчастий, Венеру и астероид Kuznetsov в 3°23 и 2°18 Стрельца в 8 Доме катастроф и смерти, Плутон в 7°35 Девы в 6 Доме работы. В этой конфигурации выделяется точная оппозиция Плутона с астероидом Baiconur, показывающая глобальные разрушения (Плутон) на площадке № 41 полигона (астероид Baiconur). Участие в Тау-квадрате астероид Kuznetsov  и Венеры показывает роль разработчика автономной системы управления с использованием гироскопической платформы – руководителя Московского НИИ-944 В.И. Кузнецова, назначенного главным конструктором системы управления вместо руководителя Харьковского ОКБ-692, созданного специально для разработки системы управления, Б.М. Коноплева.
В результате Кузнецов, очевидно, слишком самодовольный и упоенный своим постом из-за соединения астероида Kuznetsov с Венерой в Стрельце (самовлюбленность и излишний оптимизм), не прислушивался к мнению не только Б.М. Коноплева, но и М.К. Янгеля. От этого страдало дело, и это стало одним из обстоятельств в цепочке событий, приведших к катастрофе, когда Кузнецов заявил, что не гарантирует точность попадания ракеты в цель, так как гироприборы при суточном стоянии могли сместиться с исходного положения. Потому, мол, необходимо перепроверить их состояние и установить в исходное состояние шаговые двигатели ПТР А-120 со штатного наземного пульта системы управления.
  Выполняя эти требования Кузнецова (астероид Kuznetsov), разработчик (Меркурий в Скорпионе в 8 Доме) комплексной схемы и ПТР А-120 в Харьковском ОКБ-692 Инна Абрамовна Дорошенко, женщина смелая и решительная (Венера в Стрельце в 8 Доме), и начала выполнять необходимые операции, которые из-за уже существовавших отклонений в регламенте подготовки ракеты и привели к пуску маршевых двигателей второй ступени Р-16 с последующим ее взрывом (Венера в сентагоне с Ураном) и массовой гибелью людей (Плутон, Скорпион, 8 Дом), работавших (Плутон, Дева, 6 Дом) на площадке № 41.
По отзывам коллеги хорошо знавших ее людей, Инна Абрамовна была женщиной, которая «коня на скаку остановит». Другой отзыв о ней более суров: «Она была генералом в юбке». А.С. Гончар в своей книге «Звездные часы ракетной техники. Воспоминания» (Харьков, 2008, 400 с.) писал: «Излишняя самоуверенность Инны Абрамовны успокаивающе действовала на окружающих, включая маршала Неделина и Главного конструктора Янгеля, которые так нуждались в людях, действующих без тени сомнения… Глядя на решительные действия Инны Абрамовны, начальник отдела нашего ОКБ-692 Рубанов, полушутя, заявил: «Эта баба, в конце концов, нас взорвет!».
И эти отзывы-характеристики об И.А. Дорошенко вполне соответствуют астрологическим показателям карты катастрофы на рис. 2, где Венера в Стрельце (женщина, излишне эмоциональная, оптимистичная и самоуверенная) и Меркурий в Скорпионе (технический специалист, склонный к смертельному риску) в 8 Доме катастроф являются участниками двух Тау-квадратов, затрагивающих Уран (командный электроаппарат, ракета, взрыв) и Плутон (массовая гибель) в 6 Доме работы.
Катастрофа с ракетой Р-16 на полигоне Байконур, даже засекреченная, затронула всю страну. И это видно на рис. 3, где показана карта СССР от 30.12.1922 года с планетами карты взрыва ракеты 24.10.1960 г., имеющими индекс «т» для транзитов, индекс «п» – для прогрессий, индекс «д» – для дирекций.
 
Рис. 3. Карта образования СССР, 30.12. 1922 г ., 09:59 GMT, Москва,
с планетами карта взрыва ракеты Р-16, 24.10.1960, 11:44:53 GMT
 
В карте СССР (принятия 1-м съездом Советов СССР Декларации и Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик) сигнификатор ракетной техники и ракетостроения – Уран – находится в 10°22 Рыб в 12 Доме закрытых учреждений (ОКБ и заводы), лагерей и ссылки, бед и несчастий и в соединении с Марсом в 13°523 Рыб. Само по себе, соединение этих планет является предвестником крупных, неожиданных аварий и катастроф. А в данном случае, в карте страны, оно соотносится с катастрофами государственного значения и масштаба.
Квадрат управителей 8 Дома катастроф и смерти и 9 Дома идеологии в Стрельце – Юпитера в 12°57 ядовитого Скорпиона на Десценденте, в 7 Доме явных врагов, и Нептуна в 17°46 Льва в 5 Доме творчества – предполагает наличие в государстве такой идеологии (9 Дом, Юпитер и Нептун), когда люди ради высоких целей и достижения идеалов (9 Дом, Нептун во Льве) морально (Юпитер) готовы идти даже на смерть (8 Дом, Скорпион, Юпитер). Так как Стрелец и 9 Дом тоже имеют опосредованное отношение к ракетной технике, как устремленной ввысь и вдаль, то в отечественном ракетостроении немало случаев, когда люди гибли за ракетную технику, за освоение Космоса и воздушного океана.
Широкая оппозиция Урана в 10°22 Рыб в 12 Доме с астероидом Baiconur в 3°12 Девы в 6 Доме промышленного производства и работы, диагностики и проверок указывает и на место таких катастроф и аварий ракетной техники (Уран) – космодром Байконур (астероид Baiconur). 
Наглядным является и Тау-квадрат, сформированный Плутоном (ядерное оружие) в 10°12 Рака в 3 Доме близкого окружения, Солнцем (власть, инициатива) в 7°56 Козерога в 9 Доме идеологии и дальних стран, Черной Луной (соблазн, искушение) и Хироном (двойственность, нестандартность) в 9°57 и 12°59 Овна в 12 Доме тайн и закрытых учреждений. Этот Тау-квадрат объясняет искушение (Черная Луна) советских вождей (Солнце) не только догнать США и создать ядерный щит (Плутон), достаточный для защиты своей (Рак) и близлежащей (3 Дом) территории, но перегнать Америку, чтобы заявлять о преимуществе социалистической системы, ее идеологии (9 Дом).
Астероид Kuznetsov в 21°37 Стрельца оказался в 8 Доме аварий и катастроф и в квадратах к Узлам Луны в 24°02 Девы в 6 Доме производства и в 24°02 Рыб в 12 Доме тайн и несчастий, что говорит о неординарности научных и конструкторских решений В.И. Кузнецова в области автономного управления ракетами (Стрелец), их опасности (8 Дом) и о какой-то несвоевременности (квадрат к Узлам Луны).
О таком влиянии В.И. Кузнецова свидетельствует и участие транзитного астероида с его именем в 2°18 Стрельца в формировании Тау-квадрата в карте на рис. 3. Астероид Kuznetsov вместе с транзитной Венерой в 3°23 Стрельца в 7 Доме, астероидом Baiconur СССР и транзитным Плутоном в 3°12 и 7°35 Девы в 6 Доме производства, транзитным астероидом Baiconur в 7°59 Рыб в 12 Доме несчастий образовал напряженную конфигурацию из оппозиции и двух квадратов.
Причем транзитный астероид Baiconur оказался в соединении с Ураном России в 10°22 Рыб, что говорит о серьезной опасности (Плутон) пусков ракет (Уран) в тот день на космодроме Байконур (астероид Baiconur). На несвоевременность такого пуска указывает и соединение транзитного Южного Узла Луны, связанного с прошлым, с ограничениями и трудностями, в 14°26 Рыб с взрывоопасной парой – Ураном и Марсом СССР в 10°22 и 13°52 Рыб в 12 доме.
Гибель большого числа людей во время пуска ракеты Р-16 обусловлена наличием в карте на рис. 3 другого Тау-квадрата, созданного прогрессивными Солнцем в 16°25 Водолея в 11 Доме коллективного творчества и Юпитером в 17°47 Скорпиона в 7 Доме явных противников, а также радиксным Нептуном и дирекционным Плутоном в 17°46 и 18°01 Льва в 5 Доме индивидуального творчества. Поскольку Юпитер и Нептун являются управителями 8 Дома катастроф и смерти в  Стрельце, то в этой конфигурации видна важная роль в создании предпосылок для катастрофы (Плутон, 8 Дом) с ракетой Р-16 начальства (Солнце в Водолее в 11 Доме) всех уровней, всех организаций (11 Дом), принимавших участие в разработке и подготовке к испытательному пуску ракеты (Водолей).
К их числу относится и В.И. Кузнецов, роль которого в трагедии на стартовой площадке видна из соединения транзитной Луны (люди, женщина) в 23°35 Стрельца с радиксным астероидом Kuznetsov  в 21°37 Стрельца в 8 Доме катастроф и смерти.
Разумеется, свою астрологическую долю вины в катастрофе несет и Главный конструктор М.К. Янгель, на что указывает участие транзитного астероида Yangel в 15°56 Весов в 6 Доме предстартовых работ в создании Большого квадрата, включающего также в себя Плутон СССР и транзитный Марс в 10°12 и 14°07 Рака на куспиде 4 Дома в 14°11 Рака, Солнце СССР и транзитный Сатурн в 7°56 и 13°01 Козерога в 9 Доме вблизи МС, Черную Луну и Хирон СССР в 9°57 и 12°59 Овна в 12 Доме.
Показательной в этом Большом квадрате является оппозиция Черной Луны СССР (соблазн, искушение) и транзитного астероида Yangel, толкавшей Главного конструктора ракеты к продолжению работ с ней на стартовой площадке, вопреки очевидной ее неготовности к успешному пуску.
Квиконс астероида Yangel в 28°32 Рака в 4 Доме своей территории с транзитным Юпитером в 29°43 Стрельца в 9 Доме дальних стран показывает, что неудачный пуск МБР (Юпитер, Стрелец) с большим числом жертв принес М.К. Янгелю как конструктору печальную (квиконс) и широкую (Юпитер, Стрелец) известность (9 Дом) среди ракетостроителей.
Катастрофа с ракетой Р-16 нанесла серьезный удар по престижу СССР, что вытекает из соединения транзитного Сатурна (ограничения, преграды) в 13°01 Козерога с куспидом 10 Дома целей и общественного признания в 14°11 Козерога и точного соединения транзитного Марса (пожар) в 14°07 Рака с куспидом 4 Дома территории, сооружений в 14°11 Рака.
Разлив большого количества ядовитого топлива на стартовой площадке № 41 полигона можно связать с соединением транзитного Нептуна (жидкости, отравляющие вещества) в 8°35 ядовитого Скорпиона в 6 Доме работ с Юпитером  СССР (обилие, большой объем) в 12°57 Скорпиона в 7 Доме общественности. Поскольку эти планеты являются управителями 12 Дома тайн в Рыбах и входят вместе с радиксными Ураном в Рыбах и Плутоном в Раке в состав Большого трина, то катастрофу с ракетой (Уран) и гибель (Плутон, 8 Дом в Стрельце) большого числа специалистов в области ракетостроения удалось сохранить в тайне (12 Дом, Рыбы, транзитный Нептун) от широкой общественности (Юпитер, 7 Дом) в течение долгих лет.
Благодаря этому Большому трину и другим благоприятным аспектам в карте на рис. 3 Советскому Союзу удалось быстро преодолеть последствия катастрофы на космодроме Байконур и продолжить работы по испытанию ракеты Р-16 и других ракет. 
Вот так советские ракетостроители учились создавать лучшие в мире ракеты. Учились на своих ошибках, принося в жертву своих лучших специалистов.
Памятник погибшим при пуске ракеты Р-16 на космодроме Байконур
Но октябрьские дни 1960 года были неудачными не только для наших ракетостроителей, но и для американцев. Через два дня, 26.10.1960 г. в 20:26 UTC, с космодрома Vandenberg, стартовый комплекс 75-3-4 (Западный испытательный полигон, округ Санта-Барбара, штат Калифорния; координаты: 34°43'46.92'' с.ш.; 120°34'36.48'' з.д.), был осуществлен пуск ракеты-носителя "Thor Agena-B", которая должна была вывести на околоземную орбиту американский спутник фоторазведки "Discoverer-16" ["Corona", сер. 9011] (1960 1026F). Однако из-за аварии ракеты-носите­ля пуск закончился неудачей.
Это и неудивительно, поскольку все конфигурации планет на небосводе практически остались такими же, как и при пуске ракеты Р-26. Лишь Луна из 23°35 Стрельца переместилась в 27°20 Козерога. Правда, куспиды Домов стали совершенно иными.
В октябре 1960 г. перед катастрофой с ракетой Р-16 на космодроме Байконур были и другие неудачные пуски ракет. Так, 10.10.1960 г.  в 14:27:49 UTC с космодрома Байконур, стартовый комплекс № 1 (45°55'12'' N , 63°20'31'' E), была предпринята первая попытка пуска автоматической межпланетной станции «1М № 1» в сторону Марса. Ракета-носитель «Молния 8К78» (серийный № Л1-4М) потерпела аварию на участке выведения и взорвалась. Программа полета предусматривала достижение станцией поверхности Марса.
14.10.1960 г. в 13:51:03 UTC с космодрома Байконур, стартовый комплекс № 1, предпринята еще попытка пуска автоматической межпланетной станции «1М № 2» в сторону Марса. Как и в первом случае, ракета-носитель «Молния 8К78» потерпела аварию на участке выведения и взорвалась.
Наконец, более серьезная авария произошла спустя 3 года, 24.10.1963 года, в день памяти «Неделинской катастрофы», произошла катастрофа с королевской баллистической ракетой Р-9А, в которой погибло 8 человек. Роковое совпадение, но на Байконуре в них не верят. С тех пор 24 октября здесь ни разу за последние четыре десятка лет не проводили пуски.
Рассматривая эти и другие многочисленные аварии и катастрофы на отечественных космодромах и полигонах, так и хочется сказать: «Им бы не "плохие дни" для старта отменить, а даты и время пусков астрологически верно оценить
В заключение еще раз нужно отметить, что именно благодаря разработчикам советского ядерного щита и ракетных средств доставки ядерных зарядов, работавших в условиях немыслимого напряжения физических и умственных сил, а потому часто рисковавших своим здоровьем и своими жизнями, нападение США на СССР не состоялось ни в 1960 году, ни позднее.
Но после горбачевской перестройки, распада Советского Союза, 20 лет существования Российской Федерации наш ядерно-ракетный щит был существенно сокращен, а в настоящее время он стал настолько малым, дырявым и ржавым от старости, что, по мнению военных экспертов, фактически не в состоянии защитить Россию в случае массированной ракетной атаки США и НАТО, поскольку наши ракеты не смогут в нужном количестве гарантированно преодолеть современные средства ПРО, к тому же размещенные и размещаемые вблизи наших границ. Постоянные неудачи с пусками новой ракеты «Булава» (всего 4 успешных из 14 пусков) из-за конструктивных недостатков и заводских дефектов, свидетельствующие о снижении квалификации нынешних, как отечественных конструкторов, так и производителей ракет, лишь укрепляют специалистов в этом мнении.

Часть 1. Основные сведения о катастрофе ракеты Р-16 и ее астрокарта.
Часть 2. Астропортреты главных участников катастрофы с ракетой Р-16 в 1960 г.
Часть 3. Катастрофа 1960 г. с ракетой Р-16 на астрокарте космодрома Байконур.

Копирование и использование данных материалов разрешается и даже приветствуется в случае указания на наш вэб-сайт как на источник получения информации.