Астрология в Красноярске

Прошлое, настоящее и будущее отечественной космонавтики
через призму астрологии

На главную страницу    
Буралков А.А.

Часть 1. Прошлое космонавтики.
Часть 2. Судьба станции «Мир» и челнока  «Буран».
Часть 3. Космонавтика на астрокарте СССР.
Часть 4. Россия на МКС.
Часть 5. Космонавтика на астрокарте России.
Часть 6. Будущее отечественной космонавтики на астрокарте МКС и России.
 

2. Судьба станции «Мир» и челнока  «Буран».
Однако нынешние успехи отечественной космонавтики значительно скромнее, чем прежние достижения  в этой области Советского Союза. Это отражено даже в перечне успехов мировой космонавтике, приведенном выше. После 1990 года там фигурируют только пуски и аппараты США. Такое положение дел в отечественной космонавтике объясняется потерей интереса руководства страны после начала «перестройки» и появления «нового мышления», провозглашенных Михаилом Горбачевым в 1985 г. Еще труднее стало существовать космонавтике с приходом к власти Бориса Ельцина, объявления независимости России в 1990 г. и распада СССР в 1991 г. Не улучшилось отношение к космической отрасли и позднее во времена президентства Владимира Путина (2000–2008 гг.) и Дмитрия Медведева (с 2008 г.)
В качестве примера можно рассмотреть судьбу двух наиболее знаковых космических проектов советского времени – орбитального корабля многоразового использования «Бурана» и орбитальной пилотируемой станции «Мир».
Станция «Мир» («Салют-8») – орбитальная станция третьего поколения, представлявшая собой сложный многоцелевой научно-исследовательский комплекс. Над ее созданием работали 280 организаций под эгидой 20 министерств и ведомств СССР. Базовый блок был выведен на орбиту 19 февраля 1986 года запуском в 21:28:23 UTC с космодрома Байконур.
 
Базовый модуль станции «Мир» в разрезе
На станции «Мир» впервые был реализован модульный принцип построения орбитального комплекса: в течение 10 лет один за другим были к базовому блоку были пристыкованы еще шесть модулей. Это модули «Квант-1», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр», «Природа» и стыковочный модуль.
 
Станция  «Мир» со всеми модулями и кораблями «Прогресс-М» и «Союз-ТМ»
Астрофизический модуль «Квант-1» был выведен на орбиту 31 марта и пристыкован к станции «Мир» 12 апреля 1987 года. Он нес комплекс приборов для наблюдения космических рентгеновских источников и позволял проводить биотехнологические эксперименты.
Модуль «Квант-2» был выведен на орбиту 26 ноября и пристыкован 6 декабря 1989 года. Он нес оборудование, необходимое для жизнеобеспечения станции и дополнительного комфорта космонавтов. Снаружи находились две поворотные солнечные батареи.
Стыковочно-технологический модуль «Кристалл» выведен на орбиту 10 июня и пристыкован 10 июля 1990 года. Он нес научное оборудование разного назначения: технологические печи для исследования получения новых материалов в условиях невесомости; установки для астрофизических наблюдений, медицинских и биологических исследований. Планировалось использовать этот модуль и для стыковки с кораблем «Буран», для чего «Кристалл» был оборудован специальным андрогинным стыковочным механизмом позволявшем принимать корабли массой до 100 тонн.
Геофизический модуль «Спектр» был пристыкован 1 июня 1995 года. С его помощью осуществлялись наблюдения  атмосферы, океана, земной поверхности.
Стыковочный модуль был пристыкован 15 ноября 1995 года. Его доставил шаттл «Атлантис» для обеспечения возможности стыковки шаттлов со станцией «Мир».
Модуль «Природа» был выведен на орбиту 23 апреля и пристыкован 26 апреля 1996 года. Он нес оборудование для наблюдений за земной поверхностью в разных длинах волн и для изучения поведения человека в условиях длительного космического полета.
 
Станция  «Мир» над океаном в 1997 г.
В 1991 году правительство России из-за финансовых трудностей и началом компании по приватизации всего и вся передало станцию в аренду создавшему ее предприятию – «Энергии». Финансирование полетов на «Мир» все еще велось из средств государственного бюджета, но деньги поступали крайне нерегулярно.  Потому существовала вероятность, что модули «Спектр» и «Природа» не были бы изготовлены, запущены в космос и присоединены к станции «Мир».
Однако в отечественном опыте длительных космических полетов были крайне заинтересованы США. Поэтому они предложили финансировать работы по завершению строительства  двух недостающих модулей и поддержанию станции «Мир» на орбите. За это астронавты США получили право посещать наш космический комплекс, обучаясь длительным полетам, а NASA набралось опыта по созданию орбитальной станции. В итоге в 1993 году российскими и американскими специалистами было предложено создание единой Международной космической станции (МКС).
Таким образом, станция «Мир» стала плацдармом для отработки технологий для МКС, а также неоценимым источником опыта для космонавтов и исследователей. Между тем ресурс «Мира» составлял всего три года. В соответствии с советскими планами развития отечественной пилотируемой космонавтики, вместо «Мира» к 1995 году вокруг Земли должен был летать «Мир-2». Однако этого не произошло и старый «Мир» продолжал бороздить космическое пространство над Землей.
С 1995 года станцию начали  посещать иностранные экипажи. На станции «Мир» побывало 15 экспедиций посещения, из них 14 международных с участием космонавтов Сирии, Болгарии, Афганистана, Франции (5 раз), Японии, Великобритании, Австрии, Германии (2 раза), Словакии, Канады. В рамках программы «Мир – Шаттл» было осуществлено семь кратковременных экспедиций посещения с помощью корабля «Атлантис», одна с помощью корабля «Индевор» и одна с помощью корабля «Дискавери», во время которых на станции побывали 44 астронавта США. Всего на станции поработали 104 космонавта из 12 стран. 
В середине 1990-х годов на станции (кстати, сразу после визита американских астронавтов) начались многочисленные проблемы из-за постоянного выхода из строя различных приборов и систем.
Так, весной 1994 года на станции произошел крупный пожар. В том же году «Мир» потерял ориентацию, были отключены многие системы на борту станции, в том числе и вентиляция, что создало серьезную угрозу жизни экипажа. В июне 1995 года из-за неправильных действий ЦУПа во время стыковки модуля «Спектр» не раскрылась одна из двух солнечных батарей и на станции ввели режим жесточайшей экономии энергии. В феврале 1997 года на «Мире» случился пожар, результатом которого стала серьезная недостача кислорода. В июне 1997 года произошло самое серьезное происшествие – грузовой корабль «Прогресс» столкнулся с «Миром». В результате был пробит один из модулей станции, повреждена солнечная батарея, на станции в очередной раз ввели режим экономии энергии. Позднее, 8, 14 и 22 сентября 1997 года, на «Мире» выходил из строя бортовой компьютер и станция теряла ориентацию.
Через некоторое время власти РФ, ссылаясь на дороговизну дальнейшей эксплуатации, несмотря на многочисленные проекты спасения станции, приняло решение затопить «Мир». Правительство, во главе с Сергеем Кириенко (при нем произошел дефолт 1998 г.), прекратили финансирование работ на станции. Тогда же прекратилось и финансирование «Мира» за счет бюджета США.
Заместитель председателя Правительства Борис Немцов разрешил привлечь кредиты коммерческих банков, чтобы  «цивилизованно затопить станцию «Мир» в июне 1999 года». И хотя сторонники продолжения эксплуатации станции добились принятия постановления Правительства «О продолжении работ с многоцелевым комплексом «Мир» в 1999-2002 гг.», бывший тогда президентом РФ Владимир Путин распорядился все-таки затопит станцию. Никакие доводы ученых, космонавтов и военных не убедили Путина остановить роковое для России решение.
Операция по затоплению станции «Мир», проработавшей 15 Лет (в 5 раз больше первоначально установленного срока), была проведена 23 марта 2001 года с помощью пристыкованного к станции грузового корабля «Прогресс М1-5» с увеличенным запасом топлива. Первый импульс на торможение станции был выдан в 0:32 UTC, второй – в 2:00 UTC, третий – в 5:08 UTC. В плотные слои атмосферы Земли станция вошла в 5:44 UTC, где начала гореть и распадаться на куски. Несгоревшие фрагменты 137-тонной космической станции приводнились в несудоходном районе Тихого океана в 5:59:24 UTC с координатами 40°00 S, 160°00 E. Многие сотрудники ЦУПа во время затопления станции «Мир» не скрывали слез? Кому-то даже стало плохо. Настроение у всех было, как от утраты чего-то очень дорогого.
Космонавт Георгий Гречко до сих пор жалеет затопленную орбитальную космическую станцию «Мир». Руководство аэрокосмической отрасли страны, вопреки мнению большинства специалистов отказавшись продлить жизнь «Миру», совершило «большую ошибку в стратегии освоения космоса», заявил Гречко в 2003 г. в Саранске. «Последний полет на российскую орбитальную станцию был совершен с целью приведения ее в порядок – с тем, чтобы она проработала еще 2-3 года», – отметил он. – Космонавты свою задачу выполнили, их поблагодарили за отличную работу, а всего через полгода «Мир» затопили». Будущее российской космонавтики Георгий Гречко видел в мрачных тонах.

На этом потери России в 2001 году (правда, не космические, но родственные) не закончились: властями РФ в августе месяце было принято решение о закрытии двух самых современных наземных отечественных станций радиоперехвата (на Кубе – электронный центр в Лурдесе (исп. Lourdes) и база Кам Ранк Бэй (вьетн. Cam Ranh), или «Камрань», во Вьетнаме). Об этом 17 октября 2001 года на закрытом совещании в Минобороны сообщил Владимир Путин.
На комплексе «Лурдес» (23°00'01" N; 82°28'56" W) работало около тысячи российских военных и гражданских сотрудников, в основном из ГРУ Генерального штаба, которые отслеживали коммерческую и правительственную информацию, циркулирующую в сетях связи на территории США, а также между США и Европой,  сообщения из американского центра управления полетами НАСА, контролировали все военные и гражданские спутники США. 27 января 2002 г. российские специалисты оставили центр «Лурдес».
База «Камрань» (12°15'00" N; 109°11'00" E) на берегу Южно-Китайского моря, благодаря природным условиям считалась одним из лучших глубоководных портов в мире. Во время Вьетнамской войны «Камрань» находилась на территории Южного Вьетнама и была крупной тыловой базой США. Американцами здесь были построены аэродром и современный порт. С мая 1979 года на базе разместился пункт материально-технического обеспечения советского Военно-морского флота. В дальнейшем здесь была создана крупнейшая советская военная база за рубежом общей площадью 100 кв.км. На аэродроме постоянно базировался отдельный смешанный авиационный полк. Последние российские военнослужащие покинули «Камрань» в мае 2002 года.

Печальной была судьба в России и другого выдающегося советского космического проекта – орбитального корабля многоразового использования «Бурана», созданного в НПО «Энергия» и «Молния» в качестве ответа американским шаттлам. Первый «Буран» был готов к 1984 году. Его длина составляла 36,4 м; размах крыла – около 24 м; высота корабля, когда он стоял на шасси, – более 16 м; стартовая масса – 105 т.; грузовой отсек вмещал полезный груз массой до 30 т при взлете и до 20 т при посадке.

Старт РН «Энергия» с «Бураном»
Свой первый и единственный космический полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен в 03:00:02 UTC  при помощи ракеты-носителя «Энергия» со стартового комплекса 110Л космодрома Байконур  (45°57’54” N: 63°18’18” E). Продолжительность полета составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полет прошел без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от шаттла.  
Несмотря на успешный полет, судьба отечественного космического челнока–шаттла  была предрешена еще в середине мая 1987 г., когда Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев находится на космодроме Байконур и в городе Ленинске. В ходе своего визита Горбачев заявил: «Ну... видимо, кораблю мы навряд ли найдем применение... Но ракета, мне кажется, найдет свое место...».
В 1989 году в 74 союзные министерства был разослан каталог «Научно-технические достижения по системе «Энергия-Буран»», в котором фигурировали 600 новейших технологий, реализация которых могла дать экономический эффект около шести миллиардов долларов. Однако, никем не превзойденная система «Энергия-Буран», как вся космонавтика и оборонная промышленность в целом, подверглась сначала необоснованной критике, а затем экономическому давлению. В результате высококвалифицированные, опытнейшие конструкторы, инженеры, рабочие вынуждены были идти торговать турецким и китайским ширпотребом.
В декабре 1991 года Государственный совет упразднил Министерство общего машиностроения, отвечавшего за космонавтику, а система «Энергия-Буран» была переведена из Программы вооружений в Государственную космическую программу решения народнохозяйственных задач. Так, по словам первого заместителя Генерального конструктора РКК «Энергия», Николая Зеленщикова, «началась одна из самых больших бед России – уничтожение высокотехнологичной промышленности».
 
Схема полета и устройства «Бурана»
Космический корабль «Буран» с ракетоносителем «Энергия»
С приходом к власти Бориса Ельцина и его команды экономистов-либералов на систему «Энергия-Буран» вообще прекратили выделять деньги, созданный задел законсервировали, хотя уже был полностью собран второй «Буран», заканчивали делать третий корабль с улучшенными характеристиками. В разной степени готовности имелась комплектация на 8 ракетоносителей «Энергия», способных выводить в космос до 100 тонн. Кооперация исполнителей насчитывала 1206 предприятий и организаций, а годовой объем финансирования программы достиг 1,2 миллиарда долларов. Но все это оказалось не нужным «демократическим властям» России. В 1993 году программа «Энергия-Буран» была окончательно закрыта.
Символичным выглядел и конец системы «Энергия-Буран»: 12 мая 2002 года рухнула крыша монтажно-испытательного корпуса (МИК) на 112-й площадке Байконура ( 45°55'40.27" N; 63°17'51.28" E), похоронив под собой первый успешно слетавший в космос «Буран» и макет ракетоносителя «Энергия». Перекрытия трех из пяти пролетов МИКа обрушились в 11:35 местного времени.

Наверное, точнее всего оценил состояние и перспективы отечественной космонавтики Борис Евсеевич Черток, первый зам С.П. Королева. По его мнению, высказанному в начале 2010 года (http://www.redstar.ru/2010/04/07_04/2_03.html), российский оборонно-промышленный комплекс, несмотря на существующие проблемы, способен создавать самые современные технологически сложные системы. Этот комплекс был и остается реальной производственной базой для прогресса нашей космонавтики. Но все приоритетные достижения космонавтики в XXI веке пока базируются на открытиях и достижениях науки и техники ХХ века.
Б.Е. Черток, полагает, что за последние годы российская космонавтика катастрофически отстала от американской и европейской в части прямых фундаментальных научных исследований. У России нет ни одного научного космического аппарата. В то же время российские олигархи создают роскошные яхты, каждая из которых по стоимости соизмерима с научным космическим аппаратом. США сделали крупнейшие открытия в области астрономии, астрофизики, вообще очень далеко продвинули знания человека о нашей Вселенной с помощью специальных научных космических аппаратов. А Россия лишь обслуживает космические интересы других стран. Так, в 2009 г. в космос было выведено 80 космических аппаратов, из них около 30 – с российских космодромов. Но российские ракетоносители «Союз» и «Протон» в большинстве своем выводили в космос чужие полезные нагрузки.
У современной отечественной космонавтики возникли неведомые ранее проблемы. Так, легендарный носитель «Союз» лишился производства перекиси водорода на территории России и его покупают за рубежом. Сейчас найти квалифицированного рабочего для работы на современных станках труднее, чем после войны, когда с фронта не вернулись миллионы
Потому, по мнению Б.Е. Чертока, для серьезного развития космонавтики нашему государству необходимо оздоровление всей экономики страны. Для сохранения России в числе ведущих космических держав необходимы принципиально новые технологические и научные позиции.
Как заявляет Б.Е. Черток, «Сегодня космонавтика, к сожалению, не имеет объединяющей идеи, которая способна увлечь наше новое поколение, как бы вернуть время, когда все мечтали о полете в космос или полетах в Арктику... Все знали имена полярных летчиков и первых космонавтов. Сегодняшнее поколение обязательно надо чем-то зажечь! В середине прошлого века, на заре отечественной космонавтики люди, живя в бараках, не замечали своей бедности, зато у них в глазах горел огонь страсти, как у влюбленных. Все жили какой-то своей идеей, своей работой, гордились полетом советского человека в космос. А теперь идея многих - обогатиться. Космонавтика, чтобы стать национальной идеей, должна выработать эту идею. Она должна сказать: да, я берусь! Вот идея, ради которой стоит и можно объединить наше общество! Ради нее мы можем вытянуть всю экономику государства! Но космонавтика даже шепотом этого не говорит.»
Чтобы понять причины столь разного отношения к космонавтике, к ракетно-космической отрасли в СССР и в нынешней России обратимся к астрологии.

Часть 1. Прошлое космонавтики.
Часть 2. Судьба станции «Мир» и челнока  «Буран».
Часть 3. Космонавтика на астрокарте СССР.
Часть 4. Россия на МКС.
Часть 5. Космонавтика на астрокарте России.
Часть 6. Будущее отечественной космонавтики на астрокарте МКС и России.


Копирование и использование данных материалов разрешается и даже приветствуется в случае указания на наш вэб-сайт как на источник получения информации.