|
||||||
|
||||||
Прошлое, настоящее и будущее отечественной космонавтики |
||||||
Часть 1. Прошлое космонавтики. | ||||||
Часть 2. Судьба станции «Мир» и челнока «Буран». | ||||||
Часть 3. Космонавтика на астрокарте СССР. | ||||||
Часть 4. Россия на МКС. | ||||||
Часть 5. Космонавтика на астрокарте России. | ||||||
Часть 6. Будущее отечественной космонавтики на астрокарте МКС и России. | ||||||
|
||||||
2. Судьба станции «Мир» и челнока «Буран». | ||||||
Однако нынешние успехи отечественной космонавтики значительно скромнее, чем прежние достижения в этой области Советского Союза. Это отражено даже в перечне успехов мировой космонавтике, приведенном выше. После 1990 года там фигурируют только пуски и аппараты США. Такое положение дел в отечественной космонавтике объясняется потерей интереса руководства страны после начала «перестройки» и появления «нового мышления», провозглашенных Михаилом Горбачевым в 1985 г. Еще труднее стало существовать космонавтике с приходом к власти Бориса Ельцина, объявления независимости России в 1990 г. и распада СССР в 1991 г. Не улучшилось отношение к космической отрасли и позднее во времена президентства Владимира Путина (2000–2008 гг.) и Дмитрия Медведева (с 2008 г.) | ||||||
В качестве примера можно рассмотреть судьбу двух наиболее знаковых космических проектов советского времени – орбитального корабля многоразового использования «Бурана» и орбитальной пилотируемой станции «Мир». | ||||||
Станция «Мир» («Салют-8») – орбитальная станция третьего поколения, представлявшая собой сложный многоцелевой научно-исследовательский комплекс. Над ее созданием работали 280 организаций под эгидой 20 министерств и ведомств СССР. Базовый блок был выведен на орбиту 19 февраля 1986 года запуском в 21:28:23 UTC с космодрома Байконур. | ||||||
Базовый модуль станции «Мир» в разрезе |
||||||
На станции «Мир» впервые был реализован модульный принцип построения орбитального комплекса: в течение 10 лет один за другим были к базовому блоку были пристыкованы еще шесть модулей. Это модули «Квант-1», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр», «Природа» и стыковочный модуль. | ||||||
Станция «Мир» со всеми модулями и кораблями «Прогресс-М» и «Союз-ТМ» |
||||||
Астрофизический модуль «Квант-1» был выведен на орбиту 31 марта и пристыкован к станции «Мир» 12 апреля 1987 года. Он нес комплекс приборов для наблюдения космических рентгеновских источников и позволял проводить биотехнологические эксперименты. | ||||||
Модуль «Квант-2» был выведен на орбиту 26 ноября и пристыкован 6 декабря 1989 года. Он нес оборудование, необходимое для жизнеобеспечения станции и дополнительного комфорта космонавтов. Снаружи находились две поворотные солнечные батареи. | ||||||
Стыковочно-технологический модуль «Кристалл» выведен на орбиту 10 июня и пристыкован 10 июля 1990 года. Он нес научное оборудование разного назначения: технологические печи для исследования получения новых материалов в условиях невесомости; установки для астрофизических наблюдений, медицинских и биологических исследований. Планировалось использовать этот модуль и для стыковки с кораблем «Буран», для чего «Кристалл» был оборудован специальным андрогинным стыковочным механизмом позволявшем принимать корабли массой до 100 тонн. | ||||||
Геофизический модуль «Спектр» был пристыкован 1 июня 1995 года. С его помощью осуществлялись наблюдения атмосферы, океана, земной поверхности. | ||||||
Стыковочный модуль был пристыкован 15 ноября 1995 года. Его доставил шаттл «Атлантис» для обеспечения возможности стыковки шаттлов со станцией «Мир». | ||||||
Модуль «Природа» был выведен на орбиту 23 апреля и пристыкован 26 апреля 1996 года. Он нес оборудование для наблюдений за земной поверхностью в разных длинах волн и для изучения поведения человека в условиях длительного космического полета. | ||||||
Станция «Мир» над океаном в 1997 г. |
||||||
В 1991 году правительство России из-за финансовых трудностей и началом компании по приватизации всего и вся передало станцию в аренду создавшему ее предприятию – «Энергии». Финансирование полетов на «Мир» все еще велось из средств государственного бюджета, но деньги поступали крайне нерегулярно. Потому существовала вероятность, что модули «Спектр» и «Природа» не были бы изготовлены, запущены в космос и присоединены к станции «Мир». | ||||||
Однако в отечественном опыте длительных космических полетов были крайне заинтересованы США. Поэтому они предложили финансировать работы по завершению строительства двух недостающих модулей и поддержанию станции «Мир» на орбите. За это астронавты США получили право посещать наш космический комплекс, обучаясь длительным полетам, а NASA набралось опыта по созданию орбитальной станции. В итоге в 1993 году российскими и американскими специалистами было предложено создание единой Международной космической станции (МКС). | ||||||
Таким образом, станция «Мир» стала плацдармом для отработки технологий для МКС, а также неоценимым источником опыта для космонавтов и исследователей. Между тем ресурс «Мира» составлял всего три года. В соответствии с советскими планами развития отечественной пилотируемой космонавтики, вместо «Мира» к 1995 году вокруг Земли должен был летать «Мир-2». Однако этого не произошло и старый «Мир» продолжал бороздить космическое пространство над Землей. | ||||||
С 1995 года станцию начали посещать иностранные экипажи. На станции «Мир» побывало 15 экспедиций посещения, из них 14 международных с участием космонавтов Сирии, Болгарии, Афганистана, Франции (5 раз), Японии, Великобритании, Австрии, Германии (2 раза), Словакии, Канады. В рамках программы «Мир – Шаттл» было осуществлено семь кратковременных экспедиций посещения с помощью корабля «Атлантис», одна с помощью корабля «Индевор» и одна с помощью корабля «Дискавери», во время которых на станции побывали 44 астронавта США. Всего на станции поработали 104 космонавта из 12 стран. | ||||||
В середине 1990-х годов на станции (кстати, сразу после визита американских астронавтов) начались многочисленные проблемы из-за постоянного выхода из строя различных приборов и систем. | ||||||
Так, весной 1994 года на станции произошел крупный пожар. В том же году «Мир» потерял ориентацию, были отключены многие системы на борту станции, в том числе и вентиляция, что создало серьезную угрозу жизни экипажа. В июне 1995 года из-за неправильных действий ЦУПа во время стыковки модуля «Спектр» не раскрылась одна из двух солнечных батарей и на станции ввели режим жесточайшей экономии энергии. В феврале 1997 года на «Мире» случился пожар, результатом которого стала серьезная недостача кислорода. В июне 1997 года произошло самое серьезное происшествие – грузовой корабль «Прогресс» столкнулся с «Миром». В результате был пробит один из модулей станции, повреждена солнечная батарея, на станции в очередной раз ввели режим экономии энергии. Позднее, 8, 14 и 22 сентября 1997 года, на «Мире» выходил из строя бортовой компьютер и станция теряла ориентацию. |
||||||
Через некоторое время власти РФ, ссылаясь на дороговизну дальнейшей эксплуатации, несмотря на многочисленные проекты спасения станции, приняло решение затопить «Мир». Правительство, во главе с Сергеем Кириенко (при нем произошел дефолт 1998 г.), прекратили финансирование работ на станции. Тогда же прекратилось и финансирование «Мира» за счет бюджета США. | ||||||
Заместитель председателя Правительства Борис Немцов разрешил привлечь кредиты коммерческих банков, чтобы «цивилизованно затопить станцию «Мир» в июне 1999 года». И хотя сторонники продолжения эксплуатации станции добились принятия постановления Правительства «О продолжении работ с многоцелевым комплексом «Мир» в 1999-2002 гг.», бывший тогда президентом РФ Владимир Путин распорядился все-таки затопит станцию. Никакие доводы ученых, космонавтов и военных не убедили Путина остановить роковое для России решение. | ||||||
Операция по затоплению станции «Мир», проработавшей 15 Лет (в 5 раз больше первоначально установленного срока), была проведена 23 марта 2001 года с помощью пристыкованного к станции грузового корабля «Прогресс М1-5» с увеличенным запасом топлива. Первый импульс на торможение станции был выдан в 0:32 UTC, второй – в 2:00 UTC, третий – в 5:08 UTC. В плотные слои атмосферы Земли станция вошла в 5:44 UTC, где начала гореть и распадаться на куски. Несгоревшие фрагменты 137-тонной космической станции приводнились в несудоходном районе Тихого океана в 5:59:24 UTC с координатами 40°00 S, 160°00 E. Многие сотрудники ЦУПа во время затопления станции «Мир» не скрывали слез? Кому-то даже стало плохо. Настроение у всех было, как от утраты чего-то очень дорогого. | ||||||
Космонавт Георгий Гречко до сих пор жалеет затопленную орбитальную космическую станцию «Мир». Руководство аэрокосмической отрасли страны, вопреки мнению большинства специалистов отказавшись продлить жизнь «Миру», совершило «большую ошибку в стратегии освоения космоса», заявил Гречко в 2003 г. в Саранске. «Последний полет на российскую орбитальную станцию был совершен с целью приведения ее в порядок – с тем, чтобы она проработала еще 2-3 года», – отметил он. – Космонавты свою задачу выполнили, их поблагодарили за отличную работу, а всего через полгода «Мир» затопили». Будущее российской космонавтики Георгий Гречко видел в мрачных тонах. | ||||||
На этом потери России в 2001 году (правда, не космические, но родственные) не закончились: властями РФ в августе месяце было принято решение о закрытии двух самых современных наземных отечественных станций радиоперехвата (на Кубе – электронный центр в Лурдесе (исп. Lourdes) и база Кам Ранк Бэй (вьетн. Cam Ranh), или «Камрань», во Вьетнаме). Об этом 17 октября 2001 года на закрытом совещании в Минобороны сообщил Владимир Путин. | ||||||
На комплексе «Лурдес» (23°00'01" N; 82°28'56" W) работало около тысячи российских военных и гражданских сотрудников, в основном из ГРУ Генерального штаба, которые отслеживали коммерческую и правительственную информацию, циркулирующую в сетях связи на территории США, а также между США и Европой, сообщения из американского центра управления полетами НАСА, контролировали все военные и гражданские спутники США. 27 января 2002 г. российские специалисты оставили центр «Лурдес». | ||||||
База «Камрань» (12°15'00" N; 109°11'00" E) на берегу Южно-Китайского моря, благодаря природным условиям считалась одним из лучших глубоководных портов в мире. Во время Вьетнамской войны «Камрань» находилась на территории Южного Вьетнама и была крупной тыловой базой США. Американцами здесь были построены аэродром и современный порт. С мая 1979 года на базе разместился пункт материально-технического обеспечения советского Военно-морского флота. В дальнейшем здесь была создана крупнейшая советская военная база за рубежом общей площадью 100 кв.км. На аэродроме постоянно базировался отдельный смешанный авиационный полк. Последние российские военнослужащие покинули «Камрань» в мае 2002 года. | ||||||
Печальной была судьба в России и другого выдающегося советского космического проекта – орбитального корабля многоразового использования «Бурана», созданного в НПО «Энергия» и «Молния» в качестве ответа американским шаттлам. Первый «Буран» был готов к 1984 году. Его длина составляла 36,4 м; размах крыла – около 24 м; высота корабля, когда он стоял на шасси, – более 16 м; стартовая масса – 105 т.; грузовой отсек вмещал полезный груз массой до 30 т при взлете и до 20 т при посадке. | ||||||
|
||||||
Схема полета и устройства «Бурана» |
||||||
|
||||||
С приходом к власти Бориса Ельцина и его команды экономистов-либералов на систему «Энергия-Буран» вообще прекратили выделять деньги, созданный задел законсервировали, хотя уже был полностью собран второй «Буран», заканчивали делать третий корабль с улучшенными характеристиками. В разной степени готовности имелась комплектация на 8 ракетоносителей «Энергия», способных выводить в космос до 100 тонн. Кооперация исполнителей насчитывала 1206 предприятий и организаций, а годовой объем финансирования программы достиг 1,2 миллиарда долларов. Но все это оказалось не нужным «демократическим властям» России. В 1993 году программа «Энергия-Буран» была окончательно закрыта. | ||||||
Символичным выглядел и конец системы «Энергия-Буран»: 12 мая 2002 года рухнула крыша монтажно-испытательного корпуса (МИК) на 112-й площадке Байконура ( 45°55'40.27" N; 63°17'51.28" E), похоронив под собой первый успешно слетавший в космос «Буран» и макет ракетоносителя «Энергия». Перекрытия трех из пяти пролетов МИКа обрушились в 11:35 местного времени. | ||||||
Наверное, точнее всего оценил состояние и перспективы отечественной космонавтики Борис Евсеевич Черток, первый зам С.П. Королева. По его мнению, высказанному в начале 2010 года (http://www.redstar.ru/2010/04/07_04/2_03.html), российский оборонно-промышленный комплекс, несмотря на существующие проблемы, способен создавать самые современные технологически сложные системы. Этот комплекс был и остается реальной производственной базой для прогресса нашей космонавтики. Но все приоритетные достижения космонавтики в XXI веке пока базируются на открытиях и достижениях науки и техники ХХ века. | ||||||
Б.Е. Черток, полагает, что за последние годы российская космонавтика катастрофически отстала от американской и европейской в части прямых фундаментальных научных исследований. У России нет ни одного научного космического аппарата. В то же время российские олигархи создают роскошные яхты, каждая из которых по стоимости соизмерима с научным космическим аппаратом. США сделали крупнейшие открытия в области астрономии, астрофизики, вообще очень далеко продвинули знания человека о нашей Вселенной с помощью специальных научных космических аппаратов. А Россия лишь обслуживает космические интересы других стран. Так, в 2009 г. в космос было выведено 80 космических аппаратов, из них около 30 – с российских космодромов. Но российские ракетоносители «Союз» и «Протон» в большинстве своем выводили в космос чужие полезные нагрузки. | ||||||
У современной отечественной космонавтики возникли неведомые ранее проблемы. Так, легендарный носитель «Союз» лишился производства перекиси водорода на территории России и его покупают за рубежом. Сейчас найти квалифицированного рабочего для работы на современных станках труднее, чем после войны, когда с фронта не вернулись миллионы | ||||||
Потому, по мнению Б.Е. Чертока, для серьезного развития космонавтики нашему государству необходимо оздоровление всей экономики страны. Для сохранения России в числе ведущих космических держав необходимы принципиально новые технологические и научные позиции. | ||||||
Как заявляет Б.Е. Черток, «Сегодня космонавтика, к сожалению, не имеет объединяющей идеи, которая способна увлечь наше новое поколение, как бы вернуть время, когда все мечтали о полете в космос или полетах в Арктику... Все знали имена полярных летчиков и первых космонавтов. Сегодняшнее поколение обязательно надо чем-то зажечь! В середине прошлого века, на заре отечественной космонавтики люди, живя в бараках, не замечали своей бедности, зато у них в глазах горел огонь страсти, как у влюбленных. Все жили какой-то своей идеей, своей работой, гордились полетом советского человека в космос. А теперь идея многих - обогатиться. Космонавтика, чтобы стать национальной идеей, должна выработать эту идею. Она должна сказать: да, я берусь! Вот идея, ради которой стоит и можно объединить наше общество! Ради нее мы можем вытянуть всю экономику государства! Но космонавтика даже шепотом этого не говорит.» | ||||||
Чтобы понять причины столь разного отношения к космонавтике, к ракетно-космической отрасли в СССР и в нынешней России обратимся к астрологии. | ||||||
Часть 1. Прошлое космонавтики. | ||||||
Часть 2. Судьба станции «Мир» и челнока «Буран». | ||||||
Часть 3. Космонавтика на астрокарте СССР. | ||||||
Часть 4. Россия на МКС. | ||||||
Часть 5. Космонавтика на астрокарте России. | ||||||
Часть 6. Будущее отечественной космонавтики на астрокарте МКС и России. | ||||||
|
||||||
|
||||||
Копирование и использование данных материалов разрешается и даже приветствуется в случае указания на наш вэб-сайт как на источник получения информации. |