Астрология в Красноярске

Прошлое, настоящее и будущее отечественной космонавтики
через призму астрологии

На главную страницу    
Буралков А.А.
Астрология, 2011, № 1, 2-6.

Часть 1. Прошлое космонавтики.
Часть 2. Судьба станции «Мир» и челнока  «Буран».
Часть 3. Космонавтика на астрокарте СССР.
Часть 4. Россия на МКС.
Часть 5. Космонавтика на астрокарте России.
Часть 6. Будущее отечественной космонавтики на астрокарте МКС и России.
 

1. Прошлое космонавтики .
Человечество давно мечтало о полетах по воздуху и планетам. Этому посвящены мифы, сказки народов мира, а также фантастические рассказы многих писателей и мыслителей.
Основы ракетостроения и современной космонавтики заложил в своих трудах в начале XX века русский ученый-самоучка, исследователь, школьный учитель Константин Эдуардович Циолковский (5/17 сентября 1857, Ижевское, Рязанская губерния, Российская империя – 19 сентября 1935, Калуга, СССР). Он обосновал вывод уравнения реактивного движения, пришел к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» – прототипов многоступенчатых ракет. Ракету для межпланетных сообщений он спроектировал в 1903 г. (Его Уран, сигнификатор ракет и космонавтики, расположен в 30° Тельца и в трине с Солнцем (инициатива, творчество) в 25° Девы, в секстиле с Сатурном (математика, конструирование) в 26°Рака.)
Немецкий ученый Герман Юлиус Оберт (нем. Hermann Julius Oberth; 25 июня 1894, Германштадт, Австро-Венгрия – 28 декабря 1989, Нюрнберг, Германия), профессор математики и физики. В июне 1923 года за свой счет Он издал книгу «Ракета для межпланетного пространства» («Die Rakete zu den Planetenraumen»), в которой вслед за К.Э. Циолковским изложил принципы межпланетного полета. Оберт, в отличие от авторов фантастических проектов ракет, приступая к работе над космической ракетой, отдавал себе отчет в чрезвычайной сложности поставленной задачи и о множестве еще не решенных инженерных и теоретических проблем. (Уран Оберта находится в 12° Скорпиона, где он экзальтирует и весьма силен, в секстиле с Хироном (необычное, странное) в 17° Девы и в квиконсе с Плутоном (глобальные преобразования, мощь) в 11° Близнецов.)
Американский ученый Роберт Хатчингс Годдард (англ. Robert Hutchings Goddard; 5 октября 1882, Вустер, Массачусетс, США – 10 августа 1945, Балтимор, Мэриленд, США), являлся одним из пионеров современной ракетной техники. 16 марта 1926 года в Оберне (Массачусетс) Годдард запустил первую небольшую ракету на жидком топливе (бензин и жидкий кислород), что стало важной демонстрацией возможностей жидкостных ракетных двигателей. (Уран Годдарда расположен в 21° Девы и в трине с Нептуном (интуиция, жидкости, нефтепродукты) и Сатурном (конструирование) в 19° и 26° упорного Тельца.)
Немецкий инженер, авиатор и один из основоположников ракетостроения, Рейнхольд Тилинг (нем. Reinhold Tiling; 13 июня 1893, Абсберг, Бавария – 11 октября 1933, Бомте) разработал реактивные суда многоразового применения, которые запускались за счет реактивной тяги, а спускались на крыльях. Построенные по этому принципу челноки и в настоящее время используются американским космическим агентством. 13 марта 1931 года Тилинг запустил твердотопливную ракету на высоту 1,800 метров, полет которой продолжался 11 секунд. 15 апреля 1931 г. Тилинг представил первую почтовую ракету, доставившую 188 открыток. (Уран Тилинга расположен в 8° Скорпиона, где он экзальтирует, и в трине с Меркурием (мышление) и Венерой (любовь, тяга) в 3° и 4° Рака.)
Советский ученый и изобретатель, один из пионеров ракетной техники, Фридрих Артурович Цандер (латыш. Fridrihs Canders, нем. Friedrich Zander; (11/23 августа 1887, Рига, Российская империя – 28 марта 1933, Кисловодск, РСФСР) был одним из создателей первой советской ракеты на жидком топливе «ГИРД-X».
В 1911 г. им была предложена идея использования части конструкции корабля, как дополнительного запаса высокоэффективного топлива. По мысли Цандера, космический корабль, мог взлетать как обыкновенный аэроплан, а при достижении границ земной атмосферы использовать ненужные элементы конструкции, такие как крылья, пропеллеры, и двигатель, в качестве горючего. В 1924 г. Цандер высказал идеи о применении прямоточных реактивных двигателей, о возможности использования и конструкции солнечного паруса и передаче энергии к движущейся ракете. В том же 1924 году он запатентовал идею крылатой ракеты, которая должна была стать основным средством для выполнения межпланетных перелетов. (Уран Цандера расположен в 11° гармоничных Весов и находится в соединении с Венерой (любовь, тяга) в 6° Весов, которыми она управляет, в секстиле с Меркурием (мышление) в 14° Льва и в трине с Плутоном (глобальные преобразования, мощь) в 5° интеллектуальных Близнецов.)
Другим основоположником отечественной космонавтики был Александр Игнатьевич Шаргей (псевдоним – Юрий Васильевич Кондратюк) (9/21 июня 1897, Полтава, Российская империя – 25 февраля 1942, п. Засецкий, Калужская область, СССР).
В начале XX века он рассчитал оптимальную траекторию полета к Луне. Эти расчеты были использованы NASA в лунной программе «Аполлон». Предложенная Шаргеем траектория была впоследствии названа «трассой Кондратюка».В работе, названной «Тем, кто будет читать, чтобы строить» (1919), независимо от К.Э Циолковского, оригинальным методом вывел основное уравнение движения ракеты, привел схему и описание четырехступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания двигателя с шахматным и другим расположением форсунок окислителя и горючего, параболоидального сопла и многого другого.
Им было предложено: использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске с целью экономии топлива; при полетах к другим планетам выводить корабль на орбиту искусственного спутника, а для посадки на них человека и возвращения на корабль применить небольшой взлетно-посадочный корабль; использовать гравитационное поле встречных небесных тел для доразгона или торможения космических аппаратов при полете в Солнечной системе («пертурбационный маневр»).  В этой же работе рассматривалась возможность использования солнечной энергии для питания бортовых систем космических аппаратов, а также возможность размещения на околоземной орбите больших зеркал для освещения поверхности Земли. (Уран Шаргея / Кондратюка находится в 26° Скорпиона, где он экзальтирует и очень силен, и в точном соединении с орбисом 0°33 с Сатурном (конструирование) в 26° Скорпиона.)
Работы Циолковского, Оберта и Годдарда были продолжены группами энтузиастов ракетной техники в США, СССР и Германии. В СССР исследовательские работы вели Группа изучения реактивного движения (Москва) и Газодинамическая лаборатория (Ленинград). В 1933 г. на их базе был создан Реактивный институт (РНИИ).
В Германии подобные работы вело Немецкое Общество межпланетных сообщений (VfR). В VfR работал и Вернер Магнус Максимилиан Фрайхерр фон Браун (нем. Wernher Magnus Maximilian Freiherr von Braun; 23 марта 1912, Вирзиц, провинция Позен, Пруссия – 16 июня 1977, Александрия, Виргиния, США) – немецкий конструктор ракетно-космической техники, основоположник современного ракетостроения, создатель первых в истории баллистических ракет. В США он считается «отцом» американской космической программы.
Вернер фон Браун с декабря 1932 г. начал разработку ракетных двигателей на артиллерийском полигоне германской армии в Куммерсдорфе. После прихода нацистов к власти в Германии были выделены средства на разработку ракетного оружия, и весной 1936 г. была одобрена программа строительства ракетного центра в Пенемюнде, техническим директором которого был назначен фон Браун. В этом центре была разработана баллистическая ракета А-4 с дальностью полета 320 км. Во время Второй мировой войны 3 октября 1942 г. состоялся первый успешный запуск этой ракеты, а в 1944 г. началось ее боевое применение под названием V-2 (Фау-2). (Уран Вернера фон Брауна расположен в 3° Водолее, которым он управляет и где он особенно силен, и в точном секстиле с Солнцем (творчество, воля, инициатива) в 3° огненно-инициативного Овна.)
Военное применение V-2 продемонстрировало огромные возможности ракетной техники, и наиболее мощные послевоенные державы – США и СССР – также начали разработку баллистических ракет.
Для реализации задачи создания средств доставки ядерного оружия 13 мая 1946 года Совет Министров СССР принял постановление о развертывании масштабной работы по развитию отечественного ракетостроения. В соответствии с этим постановлением был создан Научно-исследовательский артиллерийский институт реактивного вооружения № 4. Начальником института был назначен генерал А.И. Нестеренко, его заместителем по специальности «Жидкостные баллистические ракеты» – полковник М.К. Тихонравов, соратник С.П. Королева по ГИРДу и РНИИ.
Михаил Клавдиевич Тихонравов (9/29 июля 1900, Владимир – 4 марта 1974, Москва) известен как создатель первой жидкостной ракеты, стартовавшей в Нахабино 17 августа 1933 года. В 1945 году он возглавил проект подъема двух космонавтов на высоту 200 километров с помощью ракеты типа «Фау-2» и управляемой ракетной кабины. Проект был поддержан Академией наук и одобрен Сталиным. Однако в трудные послевоенные годы руководству военной отрасли было не до космических проектов, которые воспринимались как фантастика, мешающая выполнению главной задачи по созданию «дальнобойных ракет»
Исследуя перспективы развития ракет, создаваемых по классической последовательной схеме, М.К. Тихонравов пришел к выводу об их непригодности для межконтинентальных расстояний. Исследования, проведенные под руководством Тихонравова, показали, что пакетная схема из ракет, созданных в КБ С.П. Королева, обеспечит скорость в четыре раза большую, чем возможная при обычной компоновке. Внедрением «пакетной схемы» группа Тихонравова приблизила осуществление своей заветной мечты о выходе человека в космическое пространство. В инициативном порядке продолжались исследования проблем, связанных с запуском и возвращением на Землю ИСЗ.
16 сентября 1953 года по заказу ОКБ Королева в НИИ-4 была открыта первая научно-исследовательская работа по космической тематике «Исследования по вопросу создания первого искусственного спутника Земли». Группа Тихонравова, имевшая солидный задел по этой теме, выполнила ее оперативно.
В 1956 году М.К. Тихонравов с частью своих сотрудников был переведен из НИИ-4 в ОКБ Королева начальником отдела по проектированию спутников. При его непосредственном участии были созданы первые ИСЗ, пилотируемые корабли, проекты первых автоматических межпланетных и лунных аппаратов. (Уран М.К. Тихонравова находится в 9° огненного Стрельца и в соединении с Северным Узлом Луны (задачи этой жизни) в 10° Стрельца.)
Сергей Павлович Королёв (30 декабря 1906/12 января 1907, Житомир – 14 января 1966, Москва) – советский ученый, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основатель практической космонавтики, политзаключенный. Наряду с немецким конструктором Вернером фон Брауном считается крупнейшей фигурой XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения, ключевой фигурой в освоении человеком космоса.
Он стал создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой. (Его Уран находится в 10° формообразующего Козерога и в соединении с Меркурием в 9° Козерога. Но ему как Главному конструктору ракетно-космических установок СССР и творцу первого полета человека в космос посвящена отдельная статья, с которой можно ознакомиться здесь.)
Хотя первые экспериментальные суборбитальные космические полеты были осуществлены еще немецкой ракетой Фау-2 в 1944 году, начало практическому освоению космоса было положено 4 октября 1957 года запуском первого искусственного спутника Земли (ИСЗ) в Советском Союзе.
Еще более грандиозным свершением и отправной точкой развития пилотируемой космонавтики стал полет первого космонавта нашей планеты Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года. Именно в честь 50-летия этого полета 2011 год объявлен в России годом Космонавтики. Эти события стали возможными благодаря идеям С.П. Королева и трудам его сподвижников. Статью о Юрие Гагарине, его жизни, полете и смерти можно прочитать здесь.
Другое выдающееся событие в области космонавтики – это высадка человека на Луну, которой состоялось 21 июля 1969 года. Американский астронавт Нил Армстронг сделал первый шаг по поверхности естественного спутника Земли со словами: – «Это маленький шаг для одного человека, но огромный скачок для всего человечества».
Важнейшие этапы освоения космоса таковы:
  В 1957 г. под руководством С.П. Королева была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которая в том же году была использована для запуска первого в мире искусственного спутника Земли.  
  4 октября 1957 – запущен первый искусственный спутник Земли Спутник-1. (СССР).  
  3 ноября 1957 – запущен второй искусственный спутник Земли Спутник-2 впервые выведший в космос живое существо – собаку Лайку. (СССР).  
  4 января 1959 – станция «Луна-1» прошла на расстоянии 6000 километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Она стала первым в мире искусственным спутником Солнца. (СССР).  
  4 января 1959 – станция «Луна-1» прошла на расстоянии 6000 километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Она стала первым в мире искусственным спутником Солнца. (СССР).  
  4 октября 1959 – запущена АМС «Луна-3», которая впервые в мире сфотографировала невидимую с Земли сторону Луны. Также во время полета впервые в мире был на практике осуществлен гравитационный маневр. (СССР).  
  19 августа 1960 – совершен первый в истории орбитальный полет в космос живых существ с успешным возвращением на Землю. На корабле «Спутник-5» орбитальный полет совершили собаки Белка и Стрелка. (СССР).  
  12 апреля 1961 – совершен первый полет человека в космос (Ю. Гагарин) на корабле Восток-1. (СССР).  
  12 августа 1962 – совершен первый в мире групповой космический полет на кораблях Восток-3 и Восток-4. Максимальное сближение кораблей составило порядка 6.5 км. (СССР).  
  16 июня 1963 – совершен первый в мире полет в космос женщины-космонавта (Валентина Терешкова) на космическом корабле Восток-6. (СССР).  
  12 октября 1964 – совершил полет первый в мире многоместный космический корабль Восход-1. (СССР).  
  18 марта 1965 – совершен первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос из корабля Восход-2. (СССР).  
  3 февраля 1966 — АМС Луна-9 совершила первую в мире мягкую посадку на поверхность Луны, были переданы панорамные снимки Луны. (СССР).  
  1 марта 1966 – станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры, доставив вымпел СССР. Это был первый в мире перелет космического аппарата с Земли на другую планету. (СССР).  
  3 апреля 1966 – станция «Луна-10» стала первым искусственным спутником Луны. (СССР).  
  30 октября 1967 – произведена первая стыковка двух беспилотных космических аппаратов «Космос-186» и «Космос-188». (CCCР).  
  15 сентября 1968 — первое возвращение космического аппарата (Зонд-5) на Землю после облета Луны. На борту находились живые существа: черепахи, плодовые мухи, черви, растения, семена, бактерии. (СССР).  
  16 января 1969 — произведена первая стыковка двух пилотируемых космических кораблей Союз-4 и Союз-5. (СССР).  
  21 июля 1969 – первая высадка человека на Луну (Н. Армстронг) в рамках лунной экспедиции корабля Аполлон-11, доставившей на Землю, в том числе и первые пробы лунного грунта. (США).  
  24 сентября 1970 – станция «Луна-16» произвела забор и последующую доставку на Землю (станцией «Луна-16») образцов лунного грунта. (СССР). Она же — первый беспилотный космический аппарат, доставивший на Землю пробы породы с другого космического тела (то есть, в данном случае, с Луны).  
  17 ноября 1970 – мягкая посадка и начало работы первого в мире полуавтоматического дистанционно управляемого самоходного аппарата, управляемого с Земли: Луноход-1. (СССР).  
  15 декабря 1970 – первая в мире мягкая посадка на поверхность Венеры: «Венера-7». (СССР).  
  19 апреля 1971 – запущена первая орбитальная станция Салют-1. (СССР).  
  13 ноября 1971 – станция «Маринер-9» стала первым искусственным спутником Марса. (США).  
  27 ноября 1971 – станция «Марс-2» впервые достигла поверхности Марса. (СССР).  
  2 декабря 1971 — первая мягкая посадка АМС на Марс: «Марс-3». (СССР).  
  3 марта 1972 – запуск первого аппарата, покинувшего впоследствии пределы Солнечной системы: Пионер-10. (США).  
  20 октября 1975 – станция «Венера-9» стала первым искусственным спутником Венеры. (СССР).  
  Октябрь 1975 – мягкая посадка двух космических аппаратов «Венера-9» и «Венера-10» и первые в мире фотоснимки поверхности Венеры. (СССР).  
  октябрь 1975 – мягкая посадка двух космических аппаратов «Венера-9» и «Венера-10» и первые в мире фотоснимки поверхности Венеры. (СССР).  
  20 февраля 1986 – вывод на орбиту базового модуля орбитальной станции Мир.  
  7 декабря 1995 – станция «Галилео» стала первым искусственным спутником Юпитера. (США).  
  20 ноября 1998 — запуск первого блока Международной космической станции. Производство и запуск (Россия). Владелец (США).  
  24 июня 2000 – станция «NEAR Shoemaker» стала первым искусственным спутником астероида(433 Эрос). (США).  
  30 июня 2004 – станция «Кассини» стала первым искусственным спутником Сатурна. (США).  
  15 января 2006 – станция «Стардаст» доставила на землю образцы кометы Вильда 2. (США).  
     
  И этот список непрерывно продолжается и в наше время.  
Наряду с выдающимися успехами советской и американской космонавтики и ракетостроения были и крупные неудачи, катастрофы, неизбежные потери на столь новом и неизведанном поприще человеческой деятельности.
К их числу относится «Неделинская катастрофа», когда 24 октября 1960 г. в 12:45 UTC на площадке № 41 полигона Тюра-Там, названного после полета Ю.А. Гагарина космодромом Байконур, произошла самая крупная в мировой ракетной технике катастрофа: на стартовом столе произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени межконтинентальной баллистической ракеты Р-16, взрыв баков первой ступени и сильнейший пожар, в котором, по разным источникам, погибли от 74 до 126 человек, многие получили сильнейшие ожоги. При взрыве погибли главнокомандующий Ракетных Войск Стратегического Назначения, Главный маршал артиллерии М.И. Неделин, заместитель министра общего машиностроения СССР Л.А. Гришин, многие конструкторы, инженеры, техники и военные. Статья об этой трагедии была опубликована в газете «Астролог», в № 12 за 2010 г. и здесь.
Другие катастрофы в отечественной космонавтике были связаны с полетами на кораблях серии «Союз». Так, первая трагедия произошла с кораблем «Союз-1», запущенным на орбиту 23 апреля 1967 года в 00:35:00 UTC. На борту «Союза-1» находился единственный космонавт, Герой Советского Союза инженер-полковник Владимир Михайлович Комаров, который погиб в результате неудачного приземления аппарата, происшедшего 24 апреля 1967 г. в 03:22:52 UTC.
Другая трагедия  произошла на пилотируемом космическом корабле «Союз-11, стартовавшим 6 июня 1971 года  в 04:55:09 UTC и доставившим первый экипаж на орбитальную станцию «Салют-1». Космонавты Г.Т. Добровольский, В.Н. Волков, В.И. Пацаев погибли при возвращении на землю из-за разгерметизации спускаемого аппарата корабля. Это произошло 29 июня 1971 г. в 23:17 UTC.
Не обошли космические катастрофы и США. Так, 28 января 1986 года произошла катастрофа шаттла «Челленджер», когда космический корабль в самом начале миссии взорвался на 73-й секунде полета, что привело к гибели всех семерых членов экипажа. Шаттл разрушился в 16:39 UTC над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида, США. За запуском наблюдало множество зрителей, ведь среди экипажа на корабле находилась Криста МакОлифф, первый участник проекта «Учитель в космосе».
Другая катастрофа шаттла, уже «Колумбия», произошла 1 февраля 2003 года, когда после шестнадцатисуточного полета корабль «Колумбия» возвращался на Землю. Утром 1 февраля, за несколько минут до предполагаемой посадки на ВПП-33 Космического центра имени Кеннеди во Флориде, НАСА потеряла связь с шаттлом примерно в 14:00 UTC. А в 14:00:18 UTC, согласно любительской видеосъемке, сделанной наземными наблюдателями, корабль развалился на части. Все семь членов экипажа – командир корабля Рик Хасбэнд, пилот Уильям МакКул, бортинженер Майкл Андерсон, научные специалисты Лорел Кларк, Дэвид Браун, первая женщина-астронавт индийского происхождения Калпана Чавла и первый израильский астронавт Илан Рамон – погибли.
Тем не менее, эти тяжелые потери были все-таки не бесполезны: на основе расследования их причин были сделаны необходимые выводы по повышению безопасности космических полетов. А космонавтика и ныне продолжает служить человечеству.
В настоящее время выделяют три основных направления (невоенного назначения) развития космических систем. Это:
1. Космические информационные комплексы – современные системы связи, метеорология, навигация, системы использования и контроля природных ресурсов, охрана окружающей среды.
2. Космические научные системы – научно-проектные исследования (особенно Солнца и дальнего космоса) и натурные эксперименты.
3. Космическая индустриализация – производство фармакологических препаратов, новых материалов в интересах электронной, электротехнической, радиотехнических и других отраслей, проведение в будущем разработки ресурсов Луны, других планет Солнечной системы и астероидов, удаление в космос отходов вредных промышленных производств.
Еще одной задачей космических систем, ставшей недавно крайне актуальной, является защита от астероидов, грозящих, по заявлениям астрономов и астрофизиков, уничтожить жизнь на Земле. Возможно, именно с этой глубинной целью, а не с целью междоусобных войн различных земных государств, развивалась и развивается космонавтика на нашей планете.

Часть 1. Прошлое космонавтики.
Часть 2. Судьба станции «Мир» и челнока  «Буран».
Часть 3. Космонавтика на астрокарте СССР.
Часть 4. Россия на МКС.
Часть 5. Космонавтика на астрокарте России.
Часть 6. Будущее отечественной космонавтики на астрокарте МКС и России.


Копирование и использование данных материалов разрешается и даже приветствуется в случае указания на наш вэб-сайт как на источник получения информации.